8 мая ‘24, Среда

Псковские метеориты заставили усомниться в стабильности Солнечной системы

Древние микрометеориты, найденные в Псковской области, рассказали о космических катастрофах, происходивших в далеком прошлом. Открытие доказывает, что Солнечная система не отличается стабильностью, которую ей приписывали ранее.

Об этом говорится в статье Андрея Дронова из Геологического института РАН и его американских коллег. Она опубликована в журнале Nature Astronomy.

Как известно, в прошлом Солнечную систему периодически «лихорадило». Так, более 3 миллиардов лет назад Земля вместе с другими планетами подверглась бомбардировке громадными астероидами. Это произошло из-за смещения орбит Юпитера и Сатурна и последовавших за этим пертурбаций.

Тем не менее, считалось, что примерно 500 млн лет назад Солнечная система стабилизировалась, и в ней с тех пор не происходило никаких крупных катаклизмов. Авторы работы поставили под сомнение этот взгляд, проанализировав микрометеориты, найденные в отложениях ордовикского периода по берегам реки Линны в Псковской области.

Размеры микрометеоритов не превышают 2 мм. Несмотря на 466 млн лет, которые прошли с момента их падения на Землю, содержащийся в них минерал хромит не претерпел никаких изменений. Это позволило ученым реконструировать состав метеоритного потока, который поступал из космоса на Землю в ордовике.

Выяснилось, что метеориты, падавшие в то время, разительно отличались от современных. В частности, тогда метеоритный поток на 15-34% состоял из примитивных ахондритов, таких как лондраниты. В наши дни метеориты такого типа очень редки и составляют не больше 0,45% от общего числа упавших на Землю.

Метеориты образуются при разрушении астероидов, поэтому столь сильные исторические различия доказывают – в Солнечной системе последние сотни миллионов лет не раз сталкивались разные астероиды, и после каждого такого столкновения на Землю обрушивался метеоритный дождь нового типа. Чтобы точнее восстановить эти события, авторы статьи планируют изучить также метеориты других возрастов.

Клиент заработал на ошибке Тинькофф Банка 68 тысяч евро и выиграл тяжбу в Верховном суде