К 2030 году более 20 миллионов российских граждан могут остаться безработными из-за автоматизации.
Миллионам россиян грозит безработица
Уже через десять лет почти 56% российских работников будут иметь неактуальные компетенции. Они будут вынуждены переобучаться или оставаться без работы. Речь в исследовании РАНХиГС идет об официально работающих, передают «Известия».
Угроза замещения роботами затронула 73% занятых в рестранной и гостиничной сферах, 60% сотрудников обрабатывающих производств, 58% работников аграрной сферы и лесного хозяйства, 53% работников розничной торговли и 51% занятых в добыче полезных ископаемых.
По словам авторов, результаты исследования не свидетельствуют о скорой замене всех людей из групп риск. Они говорят о «подверженности автоматизации», которая занимает время. Люди могут успеть получить новые навыки, добавили ученые.
Они рассмотрели воозможные решения проблемы. Среди них — введение сбора на роботов, доходы от которого можно направлять на соцпомощь. Другие варианты — переход на укороченную рабочую неделю в четыре дня, а также введение базового безусловного дохода.
Что делать людям, которые могут остаться без работы
Эксперт РИСИ Михаил Беляев в комментарии RNS назвал прогноз реалистичным. Цифровизация экономики переводит промышленное производство и социально-экономического устройство на новые рельсы. Этот процесс идет не только в России, но и во всем мире, добавил он.
При цифровизации даже сохраняющиеся профессии меняют свое содержание. Они переходят на новые условия, требуя от работников обновления знаний и новых компетенций. В этой связи эксперт рекомендовал людям из групп риска следить за трендами на рынке труда и вовремя переучиваться. Молодым россиянам он посоветовал получать образование в тех профессиях, которые будут востребованы в будущем.
Беляев также напомнил об исследованиях, согласно которым цифровизация создаст новые рабочие места, количество которых превысит число сокращенных. Большинство из них могут быть созданы в экономике. Ученые ожидают роста спроса на управленческие кадры, связанные с обслуживанием цифровой техники профессии, а также профессии в здравоохранении, рекреации и других сферах, связанных с человеческим капиталом.
Чтобы простому человеку в быстроменяющихся обстоятельствах не остаться без работы, нужно следить за приобретением компетенций «не вчерашнего дня, и даже не сегодняшнего, а завтрашнего», резюмировал эксперт.