29 марта ‘24, Пятница

Обнаружен ген, предсказывающий время смерти

Ученые выявили генетическую вариацию, от которой зависит ход биологических часов человеческого организма. Открытие поможет врачам предсказывать, в какое время суток наиболее вероятна смерть их пациентов, чтобы назначать им соответствующую терапию.

Исследование, выполненное специалистами из Гарвардского медицинского центра в Бостоне, опубликовано в журнале Annals of Neurology.

Авторы работы изучили свыше 1200 пожилых людей возрастом старше 65 лет. Чтобы найти генетические и физиологические особенности, связанные с развитием болезней Альцгеймера и Паркинсона, ученые анализировали ДНК участников исследования и при помощи особых браслетов выяснили, как чередуются у них периоды сна и бодрствования.

Оказалось, что режим дня пациентов зависит от того, какой именно нуклеотид располагается рядом с геном Period 1. В этой позиции у человека могут находиться два вида нуклеотидов – или аденин (А), или гуанин (G). Поскольку мы обладаем двойным набором хромосом, то существуют всего возможных генетических вариации по данному участку ДНК: AA, AG и GG.

Наблюдения показали, что носители вариации AA (их доля среди всех людей равна 36 %) просыпаются в среднем на час раньше, чем носители GG (их доля - 16%), а носители АG (их - 48%) просыпаются примерно посередине между ними. Следовательно, первые являются «жаворонками», вторые – «совами», а третьи относятся к промежуточной группе.

В ходе исследования, длившегося много лет, выяснилось, что «жаворонки» (АА) и носители вариации AG чаще всего умирают от сердечных приступов и инсультов в районе 11 утра, а «совы» - в районе 18 вечера. «Так что ген, который предсказывает, когда вы умрете, реально существует. Правда, речь идет не о дне смерти, а о времени суток», -- пояснил Клиффорд Сэйпер, один из авторов работы.