18 апреля ‘24, Четверг

Люди болели туберкулезом уже 70 тысяч лет назад

Генетики выяснили, что первые представители Homo sapiens, покинувшие Африку 70 тысяч лет назад, уже были заражены туберкулезом. Следовательно, это заболевание намного древнее, чем считалось ранее.

К такому выводу пришли швейцарские специалисты из Института тропиков и общественного здравоохранения, чья статья опубликована в журнале Nature Genetics.

Согласно наиболее популярной гипотезе, туберкулез сначала был распространен среди животных. На человека возбудители этой болезни, бактерии Mycobacterium tuberculosis, перекинулись сравнительно недавно – около 10 тысяч лет назад, во время неолита, когда люди в Африке перешли к оседлому образу жизни и стали держать скот.

Авторы работы поставили под сомнение этот взгляд, сравнив ДНК 259 штаммов туберкулезных бактерий. Ученые построили схему эволюции туберкулеза и затем сопоставили ее с эволюцией человека, реконструированной по митохондриальной ДНК. Выяснилось, что основные этапы двух этих процессов совпадают.

По мнению генетиков, начиная с того момента, как первые представители Homo sapiens вышли из Африки и стали расселяться по миру, они уже были носителями туберкулеза. Лишь затем, с изобретением сельского хозяйства и скотоводства, инфекция передалась домашним животным.

Новая версия происхождения туберкулеза проливает свет на некоторые особенности этого заболевания, например, на его длительный латентный период. Носитель инфекции может долгие годы жить, не подозревая о ней, и лишь затем начинают проявляться симптомы. Это объяснимо, если учесть, что туберкулез сначала циркулировал среди небольших групп охотников-собирателей. «Если у вас есть всего несколько людей, которых вы можете заразить, не имеет смысла быстро убивать их, потому что иначе вы сами исчезнете», -- пояснил Себастьян Ганье, один из ученых.

Напомним, что по данным Всемирной организации здравоохранения в 2011 году от туберкулеза в мире умерли 1,4 миллиона человек.

Тарантино отказался снимать свой фильм-прощание «Кинокритик»