19 марта ‘24, Вторник

Генетики доказали, что наши предки всегда были многоженцами

Ученые установили, что многоженство было типично для всех групп Homo sapiens на протяжении большей части эволюционной истории данного вида.

Об этом говорится в статье немецких генетиков из Института эволюционной антропологии общества Макса Планка, опубликованной в журнале Investigative Genetics.

В ходе исследования ученые отобрали генетический материал у 623 мужчин, являющихся представителями 51 народности. Для каждого из них генетики посчитали однонуклеотидные полиморфизмы (точечные мутации, выражающиеся в замене одного нуклеотида другим), накопленные в Y-хромосоме и в митохондриальной ДНК.

Дело в том, что Y-хромосомы передаются только по мужской линии (от отца к сыну), а митохондриальную ДНК люди получают только от матери. Поэтому если скорость накопления мутаций в Y-хромосоме и митохондриальной ДНК различается, то это говорит о том, что стратегии размножения мужчин и женщин в прошлом также были различны.

Анализ показал, что после выхода Homo sapiens из Африки (это произошло около 50 тысяч лет назад) эффективный размер популяции у женщин всегда был больше, чем у мужчин. Этот феномен наблюдался во всех регионах, за исключением Восточной Азии.

Эффективным размером популяции называется число особей в популяции, которые оставляют потомство и, соответственно, передают свои гены. То есть в прошлом в размножении всегда участвовало больше женщин, чем мужчин, хотя и те, и другие рождаются примерно в одинаковом количестве. Это значит, что представители Homo sapiens всегда были полигамны, то есть какие-то мужчины оплодотворяли двух и более женщин, а другие не оплодотворяли никого.

Авторы статьи подчеркивают, что помимо многоженства на генетическую историю человечества могли повлиять и другие факторы. Например, если изначально в группе людей, которая вышла из Африки, было больше женщин, то это также могло сказаться на митохондриальной ДНК потомков данной популяции.

Politico: Китай устроит бойкот переговорам по Украине без России