28 марта ‘24, Четверг

Найдены палочники, притворявшиеся листьями гинкго во времена динозавров

Палеонтологи обнаружили в Китае древних насекомых, которые мимикрировали под листья голосеменных растений. Возможно, так они пытались спастись от мелких млекопитающих.

Описание находки, подготовленное китайскими учеными из Столичного нормального университета и их коллегами из Франции и Германии, опубликовано в журнале PLOS ONE.

Современные палочники (Phasmatodea) получили свое название благодаря необычному внешнему облику, позволяющему им маскироваться под листья и веточки различных растений. Исследователям удалось обнаружить мезозойских представителей этой группы, которые 125 миллионов лет назад «прикидывались» листьями ничуть не хуже своих потомков.

Три палочника, одна самка и два самца, были найдены на территории китайской провинции Ляонин, в отложениях нижнего мела. Там же были обнаружены родичи тираннозавров, зубастые птицы и другие организмы, известные как джехольская биота. Новый вид палочников получил название Cretophasmomima melanogramma, длина тела самого крупного из этих насекомых составляет 55 миллиметров.

Интересно, что в отличие от современных палочников, у которых самки значительно крупнее самцов, у C. melanogramma размеры самцов и самок почти не различаются. Ученые считают это признаком их примитивности. Исследователи заметили, что благодаря продольным окрашенным жилкам крылья палочников очень напоминают листья голосеменного растения Membranifolia admirabilis, обнаруженного в этом же местонахождении.

Membranifolia admirabilis, относящееся к группе гинкговых, скорее всего, служило палочникам не только укрытием, но и пищей. Правда, как отмечают ученые, современные палочников не питается листвой гинкго из-за ядовитых защитных веществ, которые в ней содержаться. Вероятно, маскироваться C. melanogramma понадобилось из-за мелких насекомоядных млекопитающих, живших в начале мелового периода.

Напомним, недавно палеонтологи нашли юрских скорпионниц, также маскировавшихся под листья гинкго. Они жили на 30 миллионов лет раньше, чем палочники C. melanogramma.