23 апреля ‘24, Вторник

Древний родич динозавров оказался живородящим

Палеонтологи нашли в Китае древнюю морскую рептилию с эмбрионом детеныша в матке. Это первый родич динозавров, у которого обнаружили живорождение.

Описание находки, подготовленное учеными из Китая, США и Австралии, опубликовано в журнале Nature Communications.

Как известно, большинство рептилий откладывают яйца. Тем не менее, для ряда современных ящериц и змей характерно живорождение. Живородящими являлись и некоторые вымершие морские рептилии, вроде ихтиозавров и мозазавров. Однако до сих пор примеры живорождения не встречались среди группы Archosauromorpha – к ней относятся птерозавры, динозавры, а также птицы и крокодилы.

Авторам статьи посчастливилось обнаружить первую рептилию из этой группы, которая научилась рожать детенышей живьем. Находка была сделана в юго-западном Китае в отложениях среднего триаса возрастом 245 млн лет. В руки ученых попал скелет рептилии Dinocephalosaurus. Она принадлежит к отряду проторозавров – длинношеих хищников, бороздивших моря в перми и триасе.

В районе туловища взрослого животного ученые заметили эмбриональный скелетик детеныша – его длина составляет 12% от длины матери. Голова эмбриона ориентирована в ту же сторону, что и голова взрослого животного. Если бы это был не плод, а проглоченная добыча, то скелетик был бы развернут в противоположном направлении, поскольку рептилии обычно заглатывают пищу с головы.

Кроме того, скелетик находится в характерной позе эмбриона, хвост и голова у него подогнуты. Рядом с эмбрионом нет остатков известковой скорлупы – у живородящих рептилий она не образуется. Всё это также свидетельствует, что здесь имеет место живорождение.

В воде скорость газообмена ниже, чем на воздухе – поэтому, чтобы сквозь скорлупу проникало достаточно кислорода, черепахи и другие морские рептилии, у которых нет живорождения, для откладки яиц должны выбираться на землю. Но Dinocephalosaurus с его длинной шеей и ластами было непросто это делать, что и побудило его стать живородящим.

Шольц обвинил Путина в «присвоении Канта»