28 марта ‘24, Четверг

Палеонтологи исключили туллимонстра из числа рыб

В научном мире вновь разгорелись споры вокруг одного из самых загадочных ископаемых организмов - туллимонстра. Ученые поставили под сомнение недавние попытки отнести его к рыбам, так что статус этого существа вновь оказался под вопросом.

О своих выводах американские специалисты из Университета штата Пенсильвания рассказали на страницах журнала Palaeontology.

Странное существо, получившее название Tullimonstrum gregarium, было обнаружено на территории штата Иллинойс еще в середине XX века. Оно происходит из отложений формации Мейсон-Крик, относящихся в позднему каменноугольному периоду (307-309 млн лет). Неповторимый облик туллимонстру придает длинный «хобот» на переднем конце тела, усаженный зубами. В США туллимонстр настолько популярен, что фирма U-Haul, сдающая в аренду грузовики и прицепы, даже разместила его изображение на своих автомобилях.

К сегодняшнему дню были найдено более тысячи отпечатков туллимонстра. Тем не менее, среди ученых до сих пор не утихают споры о том, к какой группе животных принадлежит это создание. Одни относили его к моллюскам, другие – к червям-полихетам, третьи - к родичам аномалокариса. Однако в прошлом году сразу две группы исследователей заявили о том, что им удалось, наконец, разгадать тайну туллимонстра. Они обнаружили у него хорду, а также пигментный эпителий, устроенный так же, как у позвоночных животных. На этом основании был сделан вывод, что туллимонстр близок к круглоротым рыбам, таким как миноги и миксины. Это открытие было широко растиражировано мировыми СМИ.

Авторы статьи показали, что сторонники «рыбьей гипотезы» поторопились со своими выводами. А именно, они не учли, что ни у одного экземпляра туллимонстра не сохранилась ни боковая линия, ни слуховая капсула - органы, которые есть у всех без исключения рыб и позволяют им сохранять равновесие и ориентироваться в воде. А между тем они различимы у всех других ископаемых рыб из Мейсон-Крик, в том числе и у известных оттуда миксин Myxinikela. Следовательно, если бы туллимонстр был рыбой, то эти органы сохранились и у него.

Кроме того, глаза и зубы «рыбьего типа», имеющиеся у туллимонстра, неоднократно возникали в процессе эволюции и у многих беспозвоночных. Всё это, говорят исследователи, доказывает, что туллимонстра следует рассматривать именно среди беспозвоночных, таких как моллюски, черви или членистоногие. Но к кому именно из этих групп он относится, пока так и останется загадкой.