23 апреля ‘24, Вторник

Азотные удобрения очищают атмосферу

Принято считать, что химические удобрения причиняют исключительно вред окружающей среде. Но ученые обнаружили неожиданную пользу от азотных удобрений. Оказывается, обогащенная азотом почва очищает атмосферу от загрязнений.

После внесения в почву азотных удобрений в ней образуется азотистая кислота (HNO2). Это слабая и очень нестойкая кислота, которая испаряется в атмосферу в виде газа HONO. В результате атмосфера обогащается гидроксильными радикалами (ОН·). Реакционно-активные гидроксильные радикалы окисляют химические загрязнения атмосферы, которые потом смываются дождем. По тому же принципу работает и озон, очищающий воздух.

Ученые из Института химии Общества Макса Планка (Max Planck Institute for Chemistry) в Майнце, Германия, открыли, что этот механизм работает в почве, обогащенной азотом. Они зафиксировали, что над обогащенными азотными удобрениями полями в атмосфере увеличивается концентрация HONO. В почве азотистая кислота образуется из нитрит-иона, который возникает путем микробиологической трансформации аммиака и нитрат-иона – компонентов азотных удобрений.

В лаборатории они изучили этот процесс, добавляя разные количества азота и воды в образцы почвы. И обнаружили закономерность, между концентрацией азота и испарением в воздух HONO.

Исследователи подчеркивают, что почва – это сложная система, в которой химические вещества взаимодействуют с живыми организмами. Они считают, что обогащение атмосферы HONO происходит не только локально, над сельхозполями, но и в глобальном масштабе.

«Теперь мы планирует продолжить исследования вместе с другими специалистами, чтобы оценить вклад почвенного испарения HONO на климат», - говорят авторы публикации в последнем выпуске журнала Science. Они считают, что эмиссия HONO играет особенно большую роль в развивающихся странах, где в аграрном секторе интенсивно применяются химические удобрения.

Путин подписал закон о повышении НДПИ на золото на 78 000 рублей