19 апреля ‘24, Пятница

В Антарктиде открыты залежи алмазов

Геологи доказали, что подо льдом Антарктиды скрываются месторождения алмазов. На это указывают кимберлиты, алмазоносные горные породы, выходы которых были обнаружены учеными.

Результаты исследования, проведенного австралийскими специалистами из Университета Тасмании, опубликованы в журнале Nature Communications.

Как известно, алмазы образуются при высоком давлении и температуре глубоко в недрах Земли. На поверхность они попадают по кимберлитовым трубкам - трещинам в земной коре, заполненным кимберлитами. Эти породы всегда указывают на местонахождения алмазов - так, натолкнувшись на кимберлиты, советские геологи в 1950-е годы открыли залежи алмазов в Якутии.

Авторы статьи смогли найти кимберлиты в еще более отдаленном регионе - в горах Принс-Чарлз в восточной Антарктиде. До настоящего времени Антарктида оставалась единственным континентом, откуда кимберлиты были неизвестны. Впрочем, ученые и раньше сообщали о находках соответствующих пород - но все они были недостаточно похожи на классические кимберлиты.

Образцы породы, собранные исследователями на склонах горы Меридит, судя по их химическому составу и минералогии, относятся к кимберлитам первой группы. Именно из таких пород алмазы добываются в ЮАР и Сибири. Возраст антарктических кимберлитов составляет 120 миллионов лет - кимберлиты в других частях света являются их ровесниками.

Как правило, добыча алмазов в местах выхода кимберлитов первой группы рентабельна в 10% случаев. Согласно Мадридскому протоколу о защите Антарктики от 1991 года, эксплуатация недр континента сейчас запрещена. Однако в 2041 году протокол может быть пересмотрен. Эксперты не исключают, что к тому времени будут разработаны технологии, позволяющие развернуть добычу алмазов в условиях Антарктиды.