20 апреля ‘24, Суббота

Спутники Юпитера светятся, даже когда на них не падают лучи Солнца

Астрономы открыли загадочный феномен: спутники Юпитера продолжают светиться даже в тени этого газового гиганта. Возможно, их свечение объясняется особенностями атмосферы Юпитера.

Об открытии японских ученых из Университета Тохоку сообщается в журнале Astrophysical Journal.

Всегда считалось, что когда Юпитер оказывается между Солнцем и своими крупнейшими спутниками - Ио, Европой, Ганимед и Каллисто - те погружаются в кромешный мрак. Однако астрономы обнаружили, что даже в этот момент спутники продолжают светиться, пусть и в миллион раз слабее, чем когда на них падает прямой солнечный свет.

Открытие было сделано случайно, когда астрономы пытались с помощью наземного телескопа Субару проследить, как распространяется свет, исходящий от далеких галактик. Особенно сильно в тени Юпитера подсвечиваются Каллисто и Ганимед. Наиболее правдоподобным объяснением этого феномена ученые считают рассеянный свет, исходящий от верхних слоев атмосферы Юпитера.

Как известно, Юпитер покрыт густым слоем облаков, состоящих из взвесей различных веществ. Скорее всего, солнечный свет, отражаясь от облаков, доходит до Каллисто и Ганимеда, даже когда Юпитер загораживает от них Солнце. По мнению специалистов, изучение этого феномена поможет разобраться со строением атмосферы Юпитера и других газовых гигантов.

Напомним, недавно во время шторма на Сатурне астрономы смогли «заглянуть» в нижние слои его атмосферы. Выяснилось, что шторм поднял на поверхность Сатурна частички воды, аммония и гидросульфида аммония.