24 апреля ‘24, Среда

Зонд «Филэ» учуял на комете 16 органических веществ

Ученые выяснили, что в атмосфере кометы 67P/Чурюмова−Герасименко содержится смесь органических веществ. Это доказывает, что именно кометы миллиарды лет назад могли принести на Землю «строительные блоки», необходимые для зарождения жизни.

Новые данные о составе атмосферы кометы, полученные зондом «Филэ», опубликованы в журнале Science в виде двух статей, подготовленных двумя независимыми группами ученых.

Зонд «Филэ» отделился от аппарата «Розетта» в ноябре 2014 года, чтобы совершить посадку на комете. Однако он отклонился от заранее намеченной площадке и в итоге оказался у подножья неизвестного утеса. Из-за отбрасываемой утесом тени зонд не смог воспользоваться солнечными батареями для подзарядки аккумуляторов и перестал работать.

Месяц назад «Филэ» неожиданно вышел на связь с Землей, после чего опять заглох. За это время ученым удалось получить данные, собранные научными приборами на борту «Филэ» в первые дни. Среди них были масс-спектрометры COSAC и Ptolemy. Через 25 и 20 минут после посадки зонда они втянули в себя испарения кометы и проанализировали их.

Судя по данным инструмента COSAC, рядом с поверхностью 67P имеется как минимум 16 органических веществ, причем 4 из них ранее никогда не находили на кометах. В частности, среди этих веществ были идентифицированы гидроксиэтаналь - абиотический предшественник сахаров, и синильная кислота, исходный материал для аминокислот и азотистых оснований.

Самой важной находкой прибора Ptolemy стало вещество полиформальдегид , который содержит такое же соотношение атомов углерода, водорода, и кислорода (-CH2O-), как и углеводы на Земле. В показаниях приборов имеются некоторые различия - возможно, они связаны с тем, что COSAC располагался в нижней части «Филэ» и мог втянуть в себя также немного кометной пыли.

По мнению ученых, новая информация подтверждает гипотезу, согласно которой именно кометы принесли на нашу планету вещества, сделавшие возможным появление жизни.