Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

07:40
Москва
20 апреля ‘24, Суббота

Художники Древнего Рима писали не хуже импрессионистов

Опубликовано
Текст:

Хотя до наших дней не дошел ни один образец мольбертной живописи из Древнего Рима, ученые смогли выяснить, что умели художники тех времен. Оказалось, живопись начала нашей эры походила на импрессионизм XIX века.

В Древней Греции и Риме живопись ценилась намного сильнее, чем скульптура. Но только мольбертная живопись считалась искусством -- в отличие от ремесленного создания фресок. К сожалению, до наших дней образцы мольбертной живописи тех времен не дошли. Поэтому искусствоведы, которые занимаются живописью Древнего Рима, фактически имеют в своем распоряжении лишь половину из того, что создавали художники великого государства на протяжении столетий.

Международная группа исследователей во главе с Эудженио Ла Роккой (Eugenio La Rocca) столкнулась в этой проблемой, когда занялась организацией выставки «Рим: живопись в империи». Тогда ученые решили провести комплексное исследование изобразительных и письменных источников, чтобы получить наиболее полную информацию о мольбертной живописи.

Древнеримские жанры живописи

Специалисты отобрали около сотни наиболее характерных древнеримских живописных произведений. Большую часть составили фрески, но на них изображены сами художники и различные мольбертные картины. Эти фрески писались в I-V веках. Они иллюстрируют все основные жанры существовавшей тогда живописи: пейзажи, натюрморты, культовые картины (на мифологические и религиозные темы), портреты и обнаженную натуру.

Хотя сегодня у специалистов нет образцов древней мольбертной живописи, благодаря таким фрескам они могут заниматься ее изучением. Например, на настенной фреске из дома Криптопортика в Помпеях сохранилось два примера мольбертной живописи: один на религиозную тему, а второй -- натюрморт (корзина с фруктами и живой петух). До нас дошло множество примеров мифологических сцен из Рима и Помпей, например эпизоды из «Одиссеи» Гомера. На этих работах заметно, что древние живописцы изображали тени от деревьев и людей -- этот прием использовался гораздо чаще, чем обычно считается.

Из книги А. Ф. Лосеваа) Плиний Старший (23-79 годы н. э.) в своей энциклопедической «Естественной истории» касается самых разнообразных вещей, в том числе и искусства. Но ни о какой философской или эстетической точке зрения у Плиния не может быть и речи. Это до некоторой степени история искусства, да и то чисто случайного происхождения.
Юлию Цезарю приписывают введение моды на изобразительные выставки в общественных местах. Около I века в столице находились сотни работ известных греческих живописцев. Плиний Старший, судя по всему, имел возможность лично изучить картины более 30 греческих художников, которые он упоминал в своей «Естественной истории». Хотя фрески считались скорее ремеслом, чем искусством, несомненно, многие создатели настенных картин были греками и черпали вдохновение из утерянных сегодня мольбертных картин.

Импрессионизм Древнего мира

В римской мольбертной живописи наиболее распространенным жанром был пейзаж. Римский архитектор Витрувий (вторая половина I века) упоминает в своем трактате «Десять книг об архитектуре» такие типичные элементы римских пейзажей: «гавани, мысы, морское побережье, реки, фонтаны, проливы, рощи, горы, крупный рогатый скот и пастухи». Плиний считает, что этот жанр живописи изобрел Студий (или Лудий), хотя, по мнению современных специалистов, тот, скорее всего, просто усовершенствовал этот жанр. Возможно, именно он нарисовал прекрасные пейзажи, найденные в римской вилле Фарнезина.

Древнеримские художники рисовали в основном на белом или черном фоне. Они знали некоторые законы перспективы и добивались мнимого расширения пространства картины, обрамляя ее декоративными архитектурными элементами. Пейзажи, здания, людей и животных они изображали, используя почти импрессионистские приемы накладывания краски и пастельные тона. Картины обычно украшали коридоры и стены столовой. Они освещались колеблющимся светом масляных ламп, что придавало им еще более сказочный вид.

Картины отображали богатство и процветание страны

Спокойные пейзажи должны были отображать мир и процветание, которые привнесли император Август и его потомки после десятилетий гражданских войн, разорявших страну до I века. Эта же идея должна была отражаться и в натюрмортах, на которых в изобилии изображались фрукты, овощи, рыба и дичь. Этот жанр пришел в Рим из Греции и назывался xenia, так же как и фрукты, которые преподносил грек в качестве приветствия своим гостям.

Большинство образцов живописи, найденных на территории, пострадавшей вследствие извержения Везувия, заказывали не очень богатые люди. Это отражалось и на самих работах -- они были не очень высокого уровня. Однако существовали и исключения. Например, в Геркулануме сохранилась фреска, изображавшая Геркулеса и его сына Телефоса. Она находилась в храме, посвященном культу императора. Судя по всему, основой этой фрески послужила мольбертная картина. Таких высот европейская живопись смогла достичь только в эпоху Ренессанса.

Портреты-фотографии

Древнеримские художники стремились к максимальной схожести при изображении людей. Примером этого могут послужить знаменитые фаюмские портреты (I-III века). Они сформировались под влиянием греко-римской традиции. На них обычно изображались представители римской элиты, о чем свидетельствуют одежда, украшения и прически изображенных людей. И эти прекрасно сохранившиеся в пустыне картины, по мнению специалистов, нельзя назвать исключительно местным феноменом -- искусство живописи на Апеннинском полуострове достигало такого же высокого уровня, хоть и не дошло до наших дней.

Реклама