Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

14:11
Москва
18 апреля ‘24, Четверг

Детей научат справляться со стрессами

Опубликовано
Текст:

Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Ребенок говорит: «Мне страшно», ему в ответ:«Ты трус». «Не хочу в школу, голова болит». -- «Ты симулянт». Взрослые думают, что воспитывают у него силу воли, а ребенок в итоге серьезно заболевает. Вместо нотаций ребенку нужно помочь и научить его справляться с трудностями.

Когда ребенок расстроен или возбужден, ему бесполезно говорить: «Успокойся», он так и не поймет, что же конкретно от него хотят. Родители сами не понимают ситуацию и не знают, как объяснить ее малышу. А между тем детей можно научить справляться со стрессами. Это так же реально, как научить ходить, есть ложкой или кататься на велосипеде. Для этого весьма успешно врачи применяют немедикаментозный метод биологически обратной связи (БОС).

Сила мысли управляет сердечным ритмом

Еще с 1940-х годов ученые искали возможности того, чтобы человек сам, без лекарств, мог управлять своим самочувствием. В 1970-е американка Барбара Браун обнародовала результаты своих исследований. Она стала активным пропагандистом немедикаментозного метода, получившего название биологически обратной связи (Biofeedback, или Neurofeedback). В 1993 году ученые и врачи, поддерживающие этот метод, объединились в Международное общество нейронного регулирования ISNR. В 1996 году была образована Российская ассоциация биологически обратной связи. Суть метода заключается в том, чтобы научить человека не терять над собой контроль в стрессовых ситуациях. Известно, что организм мгновенно реагирует выбросом гормонов на внештатную ситуацию. Эмоциональное напряжение вызывает изменение физиологических параметров: напряжение мышц лица, учащение сердечного ритма, подъем артериального давления, спазмы с болевым синдром, изменение температуры конечностей. Все приходит в норму, как только человек успокаивается. Если в момент стресса ему дать понять, что конкретно происходит с организмом, а затем научить и показать, как можно быстро расслабиться, тогда на подсознательном уровне формируется доминанта нейронного регулирования. Этот навык становится безусловной привычкой, и человек может повторять его в нужных ситуациях.

Тревога малышей

Стресс для ребенка возникает в ситуации, которую он расценивает как угрожающую или дискомфортную. Он чувствует свою беззащитность и не понимает, что надо делать. Тревога и беспокойство -- это первая реакция на стресс. Уже в младенческом возрасте может фиксироваться повышенный уровень тревожности. Если родители, главным образом мама оставляют малыша на продолжительное время, то, как полагают врачи, у него формируется синдром сиротства. Это может вызвать отсроченные во времени, через два-три года, острые болевые ощущения в разных местах тела, не имеющих под собой физиологических патологий. Например, спонтанные боли в животе при здоровом желудочно-кишечном тракте. В возрасте трех-четырех лет у детей нервное напряжение проявляется в вегетативных расстройствах, которые родители воспринимают как капризы. Ребенок становится непослушным, упрямым. И не потому, что хочет позлить родителей, а от того, что не может словами выразить свои внутренние переживания.

Школьные годы

С началом учебы в школе стрессовая напряженность усиливается настолько, что нервная система выдает целый букет реакций. Чаще всего дети жалуются на эпизодические головные боли, спазмы в животе и боли в груди. Как считает детский врач-невролог Виктория Станкевич: «Это первый звоночек для родителей. Если врачи не находят патологии, значит, проблема в ментальности. Надо постараться понять, что тревожит ребенка». По наблюдениям психологов, нежелание идти в школу из-за плохого самочувствия в большинстве случаев не является сознательной симуляцией. Некоторые дети выдают гиперактивную реакцию, другие, наоборот, замыкаются в себе, избегают общения со сверстниками. Снижается интерес к учебе, появляется рассеянность внимания, в классе дети «летают мыслью под облаками» или нервно что-то рисуют, чертят. Установлены некоторые причинно-следственные связи у детей с эмоциональными расстройствами. Неприятности со сверстниками, конкуренция в школе вызывают абдоминальные боли в животе, которые могут привести к развитию синдрома раздраженного кишечника. Семейные проблемы, развод родителей чаще всего вызывают головные боли и мигрень. Боли в груди могут вызывать сочетанные причины. Депрессивные состояния напрямую связаны с развитием синдрома хронической усталости. Мышечные боли отмечаются у 20% подростков, и чаще всего они являются следствием психосоциальных проблем. Резкая негативная реакция вызывает нередко подъемы артериального давления и даже приводит к развитию у детей гипертонии. Кроме болевого синдрома могут проявляться неспецифические симптомы. Дети могут жаловаться на головокружение, будто «комната вокруг плывет». Нередко дети отмечают озноб, влажные холодные ладошки. Обморок -- одна из часто встречающих реакций на испуг, сдавленный страх. Около 30% здоровых детей сообщают по меньшей мере об одном и более эпизодах потери сознания в течение жизни. К вазодепрессорным обморокам склонны дети с вегетативно-сосудистой дистонией и психоэмоциональной лабильностью.

Не только лекарствами

Даже у детей такие психосоматические проявления лечатся лекарствами. Как правило, это антидепрессанты. Но такое лечение не дает гарантии на будущее, так как снимает только симптомы, проявления болезни. В последнее время детские неврологи стараются лекарственную терапию сочетать с методом биологически обратной связи. Многие родители предпочитают только БОС-лечение. Однако врачи в ряде случаев считают, что именно сочетание терапий, особенно на первом этапе коррекционного лечения, дает наилучшие результаты. После нескольких курсов лечения БОС возможна отмена лекарств полностью.

Физиологическое зеркало

БОС -- это обучение человека управлять своими эмоциями. И за счет этого воздействовать на свой организм: на дыхание, частоту сердечного ритма, артериальное давление. Для этого не надо обладать экстрасенсорными способностями. Каждый человек может научиться сознательно управлять работой всех систем организма. Сеанс БОС-терапии у детей больше похож на компьютерную игру. Пациенту прикрепляют датчики, фиксирующие напряжение мышц лица, частоту сердечных сокращений, периферическую температуру и активность головного мозга. Данные поступают в компьютер, где они преобразуются в визуальные и звуковые образы. Врач параллельно контролирует реакции ребенка на графиках электромио- и энцефалограммы. Дети смотрят мультфильмы, игры или пазлы. Ребенок может видеть, что стоит ему приподнять бровь (внутренне напрячься) -- и картинка на мониторе изменяется. Он наблюдает в картинке отображение своих физиологических реакций, которые обычно мы не замечаем сознательно. Врач объясняет, что сложить пазл и удачно дойти до конца игры, можно только расслабившись. У ребенка появляется наглядная мотивация успокоиться самому. Если удается полностью расслабиться, игра заканчивается победой и появляется поздравление. Ребенок чувствует свою победу -- и над игрой, и над самим собой и своими страхами. Эти очень мощные позитивные эмоции память фиксирует на подсознательном уровне. Последующие занятия позволяют ребенку быстро воспроизводить эффект расслабления и учиться его поддерживать автоматически.

Показания без противопоказаний

БОС-терапия не имеет отрицательных побочных эффектов и использует только естественные для организма процессы саморегуляции. Метод эффективен при гиперактивности, конфликтах с одноклассниками и учителями, эмоциональной неустойчивости, неумении сосредоточиться, рассеянном внимании, низкой обучаемости и даже при энурезе, тиках, заикании и астме, Минимальную мозговую дисфункцию (ММД), синдром недостатка внимания, компьютерную зависимость, болевой психосоматический синдром различной этиологии, депрессивное состояние, неврозы, вегето-сосудистую дистонию, а также детский алкоголизм и токсикоманию -- все болезни, связанные со слабой вегетативной системой, можно лечить с применением БОС.

Терапия назначается детям начиная с пяти-шести лет. Врачи говорят, что обучение на БОСе должно быть обязательно мотивировано. Если после первого занятия ребенок не хочет продолжать игру, его заставлять не надо. Лечение из-под палки не даст результатов. Первый курс включает в себя 8-12 занятий с врачом. Регулярность занятий -- не чаще двух-трех раз в неделю. Второй курс, на котором проверяются и закрепляются достигнутые результаты, назначается через три-четыре месяца. Самое главное, что надо знать родителям: БОС-терапия не симптоматическое лечение, это навык, который останется на всю жизнь. Он поможет во взрослой жизни быстро принимать правильные решения, максимально реализовать свой творческий потенциал. Это еще и профилактика многих серьезных заболеваний, которые можно назвать «родом из детства». Ведь психическое напряжение детских лет может уже к 20-30 лет привести к развитию хронический заболеваний, сердечно-сосудистым расстройствам и тяжелым депрессиям.

Реклама