19 марта ‘24, Вторник

Рак вылечат нанотехнологиями

Количество онкологических больных с каждым годом растет, и неудивительно, что ученые во всем мире активно ищут новые эффективные методы борьбы с раком. Главной причиной смерти больных является распространение метастазов опухоли. Предотвратить этот процесс -- значит продлить жизнь пациента.

Ученые отделения исследования рака яичников Технологического института Джорджии разрабатывают обещающий стать высокоэффективным метод лечения рака. Они используют магнитные наночастицы, которые находят раковые клетки, прикрепляются к ним и выводят из организма. Протестированный на животных еще в 2008 году метод сегодня проверяют на образцах опухолевых клеток, взятых у онкологических больных.

«Нашей целью является разработка эффективного метода для профилактики метастазирования, то есть распространения опухолевых клеток, при раке яичников», -- говорит профессор Джон Макдональд, главный исследователь.

Дорогу молодым

Рак яичниковПятая по частоте причина смерти от рака у женщин. Обычно возникает после климакса, протекает бессимптомно и обнаруживается уже на стадии распространения опухолевых клеток по организму.
Идея посетила ученых, когда они ознакомились с результатами работ, проведенных аспирантом института Кеном Скарбери. Изначально Скарбери пытался придумать способ удаления вирусов и инфицированных вирусами клеток из организма. Затем по совету своего научного руководителя он стал исследовать возможности разработанного им метода в удалении раковых клеток.

Первые полученные данные он опубликовал в июле 2008 года в журнале Journal of the American Chemical Society: пометив опухолевые клетки зелеными флуоресцентными метками, ученые смогли доказать возможность их передвижения под воздействием магнитных наночастиц. Сейчас же, работая вместе, Макдональд и Скарбери продемонстрировали, что теория магнитного воздействия работает и на раковых клетках человека.

Найти и обезвредить

«Зачастую летальность обусловлена не опухолью как таковой, а метастазами, то есть раковыми клетками, занесенными в другие органы и ткани, -- говорит Скарбери. -- Циркулирующие в крови раковые клетки могут имплантироваться в любой орган и являться источником роста вторичных опухолей. Мы используем магнитные наночастицы, чтобы фильтровать перитонеальную (брюшную) жидкость и кровь для удаления циркулирующих в них раковых клеток, являющихся источниками метастазов. Это обещает значительно увеличить продолжительность жизни онкологических больных».

В работе, опубликованной в журнале Nanomedicine, ученые доказали, что метод магнитных наночастиц так же эффективен в отношении раковых клеток человека, как и в предыдущих опытах на животных. Следующим шагом будет определение того, насколько это увеличивает продолжительность жизни онкобольных.

Не пропустить

Надо заметить, что наноразработки ведутся в направлении не только лечения раковых заболеваний, но и ранней диагностики. Известно правило: чем раньше обнаружена опухоль, тем лучше прогноз для пациента. Большие надежды медики возлагают на метод наносенсоров. Специальные биочипы улавливают определенные белки-онкомаркеры в крови пациентов с раковыми заболеваниями. Похожие тестовые системы уже существуют, но их точность оставляет желать лучшего, а концентрация молекул в крови должна быть достаточно высокой, чтобы ее можно было обнаружить. К тому же эти анализы проводят в специальных лабораториях, что отнимает много времени и дорого стоит.

Самое последнее достижение в этой области -- наночастицы, разработанные учеными в Германии. Прикрепленные к сенсорному электроду, они как бы вылавливают необходимые белки из образца крови. Немецким специалистам удалось достичь высокой чувствительности метода. Для сравнения: существующие тест-системы способны распознать белки-онкомаркеры только при их количестве сто молекул на данный объем крови, а новой достаточно всего одной молекулы. Это значит, что врачи смогут обнаружить заболевание намного раньше.

Немецкие ученые готовят демонстрационный образец, объединяющий четыре биосенсора, каждый из которых способен уловить одну молекулу опухолевого маркера во взятом образце крови. Предположительно новая тест система появится на рынке через несколько лет.

Томас Бах: Спортсмены не несут ответственности за действия правительств