28 марта ‘24, Четверг

Динозавры прожили миллион лет после своего исчезновения

Мифы о затерянных мирах и невиданных чудищах имеют под собой реальную основу. По крайней мере часть динозавров прожила как минимум на миллион лет дольше, чем считалось раньше -- доказывает целый спектр новых данных.

Палеонтолог Джеймс Фэссет (James E. Fassett) опубликовал новую серию физических и химических данных, которые свидетельствуют о том, что в бассейне реки Сан-Хуан в США динозавры прожили от полумиллиона до миллиона лет после времени их признанного исчезновения.

Вымирание

Примерно 65,5 миллиона лет назад произошло событие, важность которого сложно недооценить или переоценить: вымерло огромное количество видов. Впрочем, событие это произошло не в одночасье, а длилось, по разным оценкам, несколько сотен тысяч лет. Самым известным его итогом стало исчезновение на Земле динозавров, впрочем, не только их. Исчезло множество обитателей океана – моллюски, рептилии и водоросли. Это событие стало точкой для разделения двух эр в истории Земли -- мезозоя и кайнозоя. Именно этим событием разделяют начавшийся палеогеновый период нашей эры и завершившийся меловой период мезозойской эры. Имеет эта граница и свое четкое геологическое определение – она очень хорошо видна на срезе горных пород. Ключевой вопрос, который волнует умы многих -- от зрителей фантастических фильмов до больших ученых – смогли ли выжить хоть какие-то динозавры после массового вымирания.

Согласно современной точке зрения останков динозавров уже в палеоцен (первую эпоху палеогена) нет. Все, что находится, это следствия различных геологических процессов, а на самом деле кости и следы относятся к меловому периоду. Впрочем, часть исследователей считает, что в ряде точек земного шара динозаврам удалось прожить еще как минимум несколько миллионов лет.

Точки интереса

Одной из таких точек считается бассейн реки Сан-Хуан на юге США. Регион привлекает к себе повышенное внимание с разных сторон. Его земли богаты и полезными ископаемыми (нефть, газ), и ископаемыми останками. И именно здесь палеонтологи находят доказательства того, что динозавры пережили глобальную катастрофу.

Химия и физика на стороне лох-несского чудовища

Один из энтузиастов, доказывающих выживание динозавров -- палеонтолог Джеймс Фэссетт. Еще в конце 70-х он начал публиковать работы, идущие вразрез с общепринятыми концепциями. Его достижения опровергают, но американский энтузиаст раз за разом приводит новые аргументы. Справедливости ради стоит отметить, что спор идет на высоком профессиональном уровне. Фэссетт делится с оппонентами своими образцами для исследований, они с ним – своими находками.

В работе, увидевшей свет в апрельском журнале Paleontologia Electronica, исследователь отвергает предыдущие аргументы противников. Во-первых, в его распоряжении 34 кости гадрозавра (динозавра, передвигавшегося на двух ногах и достигавшего в высоту 10 метров), найденные в палеоценовых отложениях. По его словам, объяснить это вымыванием пород и переносом останков в более молодые отложения нельзя. Наиболее вероятным было бы то, что гадрозавр действительно умер в палеоцене. Во-вторых, он приводит широкий спектр физико-химических данных, в частности, палеопалинологических, (пыльца, споры и другие сохранившиеся свидетельства о растительности), которые говорят о том, что животное умерло после глобальной катастрофы. Кроме того, некоторые соотношения между химическими элементами, а также соотношения изотопов одного и того же элемента говорят о том, что дело происходило после официальной смерти динозавров. А магнитостратиграфический анализ (данные об инверсии полюсов Земли) свидетельствует о том, что минералы в найденном слое -- современники эры млекопитающих, а не динозавров.

Впрочем, никакой речи о присутствии динозавров в наше время в статье не идет. Только о том, что редкие виды в нескольких областях Земли все-таки увидели, как завоевывали Землю млекопитающие.

Результаты работы опубликованы в свежем номере журнала Paleontologia Electronica.

Австрийский производитель кирпича Wienerberger продал заводы в России