24 апреля ‘24, Среда

ДНК-анализ поможет выявить хороших инвесторов

Американские психологи и генетики на молекулярном уровне выявили осторожных бизнесменов и людей рисковых. По мнению авторов работы, все дело в длине определенных генов.

Специалист в области менеджмента Камелия Кюнен (Camelia M. Kuhnen) и психолог Джоан Чао (Joan Y. Chiao) из Северо-Западного университета (NorthWestern University), США выяснили, что на склонность человека к риску при проведении финансовых операций влияют гены 5-HTTLPR и DRD4, ответственные за регуляцию серотонина и дофамина в организме.

Химия и жизнь

Серотонин -- одно из ключевых веществ в центральной нервной системе, химически передающее нервный импульс. Оно играет значимую роль в эмоциональном и агрессивном поведении человека и животных. Дофамин – другое важное вещество, которое как химический предшественник адреналина участвует в формировании удовольствия.

Ген 5-HTTLPR кодирует белок, отвечающий за захват избыточного серотонина. На нем имеется участок, который может состоять из различного числа нуклеотидных звеньев, то есть иметь короткую и длинную модификацию. Среди европейцев 36% носителей двух подобных длинных генов, еще 48% обладают одним длинным и одним коротким, а остальные – двумя короткими. Для азиатских популяций более характерен короткий вариант гена.

Данные исследований, активно начавшихся в 90-е годы, показали, что носители короткого гена сильнее переживают стресс, более ранимы, склонны к депрессии и злоупотреблению психотропными веществами. Исследования этого гена ведутся довольно активно.

Также известно, что люди, имеющие одну из модификаций гена DRD4, имеют повышенную склонность к риску, новым ощущениям и азартным играм.

Молодые инвесторы

Для первой части эксперимента были выбраны 65 студентов и сотрудников университета, набранных по внутренней почтовой рассылке. Им предлагалось поучаствовать в серии экспериментов, связанных с экономической деятельностью. Для участия в эксперименте им полагалась стартовая сумма в $15. Дальше необходимо было 96 раз сделать выбор между двумя вариантами вложений: первый предполагал или получение 23% прибыли, или убытки в размере 13%. Второй вариант предполагал «спокойное» получение трех процентов прибыли. В компьютер человек вводил сумму, которую хочет вложить в рискованное мероприятие. Эта сумма не могла превышать 23 доллара – все остальное отправлялось в безопасные вложения. Всего каждый участник эксперимента провел за компьютером примерно 1,5 часа и заработал примерно 25 долларов.

Генетические эксперименты

Когда компьютерные тесты закончились, ученые взяли у участников эксперимента образцы слюны, откуда потом выделили ДНК. И результаты сопоставили с инвестиционным тестом.

Оказалось, что обладатели двух коротких генов 5-HTTLPR вкладывали в среднем на $2,69 меньше в рискованный вариант (что составляет примерно 28% от средней суммы, которой рисковали все участники эксперимента). Зато люди с генетической предрасположенностью к риску по гену DRD4 рисковали суммой в среднем на $2,46 больше средней.

Ученые делают вывод, что генетическая предрасположенность, как и несклонность к финансовым действиям у людей есть (тем более что на макаках разницу достоверно показать уже удалось). Однако, как показали их исследования, колебания от среднего уровня склонности к финансам не превышают 30%. Все остальное определяется другими обстоятельствами. Также на основе ДНК-анализа не стоит делать однозначный вывод о качестве того или иного генома. К тому же, если различные варианты генов сохранились, то они одинаково хороши для выживания, просто в разных условиях.

Результаты работы опубликованы в онлайн-журнале PlosOne 11 февраля.