19 апреля ‘24, Пятница

Астрономы разглядели остатки сверхновой в созвездии Кассиопеи

Ученые Гарвардского университета опубликовали уникальный фильм. На съемки ролика длиной несколько секунд они потратили пять лет. Зато теперь в распоряжении астрономов первое видео того, как разбегаются остатки сверхновой.

Группа астрономов, работающих с космическим рентгеновским телескопом Chandra, опубликовала итог пятилетних наблюдений остатков сверхновой, вспыхнувшей почти 330 лет назад.

В честь кого назвали телескоп ChandraСубраманьян Чандрасекар (Subrahmanyan Chandrasekhar; 19 октября 1910 года, Лахор, Индия (ныне Пакистан) -- 21 августа 1995 года, Чикаго).

Изображения, полученные в январе 2002, феврале 2004 и декабре 2007 года, стали основой первого в истории астрономии видео пульсации тонкой структуры остатков сверхновой. Видео объекта «Кассиопея А», или, как его называют астрономы, CasA, опубликовано на страничке рентгеновской обсерватории.

CasA -- один из самых популярных объектов в астрономии, ему посвящено около тысячи статей. Остатки звезды находятся на расстоянии около 11,3 тыс. световых лет от Земли. Изучая их, астрономы уже давно установили, что для нас она вспыхнула около 1680 года, и скорее всего, именно ее наблюдал британский королевский астроном Джон Фламстид. К удивлению историков, других наблюдений сверхновой не было. Впрочем, скорее всего, наблюдению максимальной фазы звезды мешала погода.

КассиопеяCassiopeja, или Cas. Кассиопея была женой царя Кефея (Цефея) и матерью Андромеды.

Именно CasA стала первым объектом, сфотографированным телескопом Chandra -- одной из «великих обсерваторий» NASA (1999 год). Потом Chandra не раз наблюдал это небесное образование. Так, в 2004 году группа Уны Хванг (Una Hwang) получила уникальное по детальности наблюдение CasA. Суммарная длительность наблюдений составила миллион секунд, или две недели.

Пожалуй, самую интересную работу по Кассиопее 2008 года сделала команда под руководством Оливера Краузе (Oliver Krause) из немецкого Института астрономии общества Макса Планка (Max Planck Institute for Astronomy).

Cверхновые звездыНа самом деле сверхновые -- это не объект, а процесс.

Ученые использовали японский телескоп Subaru в обсерватории Мауна-Кеа на Гавайях и инфракрасный космический телескоп Spitzer. Spitzer сумел увидеть ультрафиолетовое свечение, а Subaru -- свечение в оптическом диапазоне. Зафиксировав прямой свет от CasA, ученые поставили диагноз звездной смерти: она погибла из-за коллапса гелиевого ядра, то есть принадлежала к типу Sn IIb. Это объясняет, почему смерть звезды осталась практически незамеченной для астрономов: сверхновые типа II обычно вспыхивают на короткий срок. И если в то время на несколько дней установилась плохая погода, вспышку действительно могли не заметить.