29 марта ‘24, Пятница

Робот и студент открыли ярчайшую сверхновую

Российская сеть телескопов-роботов МАСТЕР под самый Новый год открыла самую яркую сверхновую 2009 года. Удивительный объект поможет астрономам разобраться в истории расширения Вселенной и природе загадочной «темной энергии».

Астрономия явно переживает очередную революцию. На этот раз она связана не столько с астрономическим оборудованием, сколько с системами управления им. Телескопы давно стали «цифровыми» – электронные машины их наводят, ведут за астрономическими объектами, защищают от неожиданных сбоев или капризов погоды. Кстати, первым таким цифровым телескопом стал в конце 1970-х годов отечественный гигант БТА с главным зеркалом диаметром 6 м.

Сейчас же телескопы становятся по-настоящему «умными» – они не только решают за наблюдателя технические задачи, но и вообще не требуют присутствия человека. Скажи телескопу, что ты хочешь наблюдать, и он сам с наступлением ночи откроет купол, проверит погоду, вычислит, где находится интересующий объект, выберет адекватный режим наблюдений, откроет затвор и получит все нужные данные. А самые умные алгоритмы даже не требуют списка объектов – четко задай, что за астрономические процессы тебя интересуют, и телескоп (вернее обслуживающая его программа) сам подберет, какие объекты наблюдать, что искать, как смотреть.

Ярчайшая гибель

Один из таких проектов – российская сеть МАСТЕР (Мобильная астрономическая система телескопов-роботов), которую последние годы развертывает группа астрономов под руководством профессора Владимира Липунова из ГАИШ МГУ при поддержке московского объединения «Оптика». Это система из относительно небольших, но полностью автономных телескопов, способных мгновенно реагировать на команды, когда требуется их помощь в изучении каких-то объектов, и вести самостоятельные наблюдения (по заданным в общих чертах программам), когда в такой помощи необходимости нет.

СверхноваяГрандиозный взрыв в конце эволюции звезды, в результате которого яркость ее увеличивается на много порядков. Яркость некоторых сверхновых в пике блеска превышает яркость целой галактики средней руки. Сверхновые делятся на два класса, в основе которых два разных процесса.
В настоящее время в сети МАСТЕР уже почти с десяток инструментов, разбросанных по всей стране. Самый восточный из них, расположенный в Амурской области под Благовещенском, был установлен лишь несколько месяцев назад. А под Новый год он преподнес астрономам самый настоящий подарок – на снимках, полученных амурским телескопом, проявилась самая настоящая сверхновая.

Судя по обозначению, SN2009nr – 402-я сверхновая, найденная в течение года. Тем не менее она особенная – это самая яркая погибшая звезда ушедшего года. Ее яркость в момент обнаружения ученые оценили почти 13-й звездной величиной. Это доступно уже многим любительским телескопам; лишь еще одна сверхновая прошлого года -- SN2009ig имела 13-ю величину. А в максимуме блеска, который астрономы, видимо, пропустили, она была еще ярче.

Открытие за полчаса

Обозначение сверхновыхВ древности любое заметное изменение на небе получало имя его первооткрывателя. Например, до сих пор мы называем взрывы звезд, случившиеся в XVI и XVII веках в созвездиях Кассиопеи и Змееносца, сверхновой Тихо Браге и сверхновой Кеплера.
Открыл сверхновую SN2009nr с помощью телескопа-робота студент Московского института стали и сплавов Павел Балануца, который сотрудничает с учеными ГАИШ. Роль робота, кстати, заключалась не только в том, чтобы получить снимок неба. Таких фотографий он может за ночь получать сотни и тысячи, и в каждой сотни тысяч звезд. Просмотреть каждую ни у одного человека терпения не хватит.

К счастью, специальный алгоритм, созданный участниками проекта МАСТЕР, самостоятельно сравнивает полученные изображения с обширными базами данных по прошлым фотографиям и выявляет все «подозрительные» объекты. И лишь финальная часть работы – проверка всех подозреваемых остается за человеком.

Кстати, таким способом московский студент открыл уже вторую свою сверхновую. Но нынешнее открытие было особенным – его Павел сделал буквально под Новый год.

«31 декабря я собирался к другу встречать Новый год, – рассказал астроном в интервью Infox.ru. – До отъезда оставалось еще полчаса, и я решил убить время, посмотреть на кандидаты в сверхновые».

Таких кандидатов каждую ночь может быть несколько сотен.

«Примерно на третьей странице кандидатов я увидел здоровенную блямбу, – вспоминает Павел Балануца. – Мысль была одна: либо это известный астероид, либо сверхновая, но тоже известная».

Однако запросы к базам данных показали, что оба предположения неверны: «Проверил по MPC-чекеру – нет в данной области астероидов. Оставался один вариант, но и он, как выяснилось, оказался верным лишь наполовину. Блямба была сверхновой, но неизвестной».

Хороший подарок

Сверхновая SN2009nr на самом деле вспыхнула около 150 млн лет назад. Судя по всему, она произошла во внешних областях небольшой спиральной галактики низкой поверхностной UGC 8255, видимой неподалеку от места взрыва. Вся эта галактика светит чуть слабее, чем одна сверхновая SN2009nr, а расположена примерно в 150 млн световых лет от нас в направлении на созвездие Девы.

Предел ЧандрасекараЕсли масса белого карлика превышает некоторое критическое значение, он теряет устойчивость и начинает сжиматься, что в конечном итоге приводит к термоядерному взрыву звезды. Это критическое значение называется пределом Чандрасекара.
Сама SN2009nr, судя по полученному американскими астрономами спектру, относится к сравнительно редкому классу сверхновых – типу Ia. По современным представлениям, так взрываются белые карлики – «трупы», остающиеся на месте сравнительно небольших звезд вроде Солнца, когда в их центрах кончается ядерное топливо. Белые карлики не могут иметь какую угодно массу, и если на их поверхность нападает слишком много вещества, например с соседней звезды, они взрываются, как одна огромная термоядерная бомба. Именно это и произошло с SN2009nr.

Астрономам такие взрывы особенно интересны. Дело в том, что у всех сверхновых типа Ia примерно одна и та же истинная яркость, так что по их наблюдаемой яркости и скорости можно оценить расстояние до объекта и восстановить историю расширения нашей Вселенной, понять, какую роль в этом процессе играет загадочная «темная энергия». Однако небольшой разброс в свойствах сверхновых Ia все-таки есть, поэтому каждый новый такой яркий объект, который можно исследовать во всех подробностях, настоящий подарок для ученых. Который в данном случае и преподнес астрономам робот-телескоп МАСТЕР.

В центре Воронежа ищут сбежавшего из ветклиники дикого енота