Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

02:30
Москва
29 марта ‘24, Пятница

Кризис в автопроме затягивается

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Финансовый кризис серьезно проредил мировой автопром. За год экономического шторма многие бренды сменили владельцев или пошли на дно. И говорить об окончании бури пока рано.

В России экономический кризис прежде всего ударил по рынку новых автомобилей. И наша страна из лидеров продаж мгновенно перешла в аутсайдеры. Последствия не заставили себя долго ждать: зарубежные автогиганты кто заморозил, а кто и вовсе отказался от строительства автозаводов в России. Несколько представительств практически полностью прекратили работу.

Впрочем, по сравнению с событиями, разворачивающимися на родине автомобилей -- в США, дела в России обстоят довольно сносно. А за океаном количество автомобильных брендов уменьшается прямо на глазах. На днях прекратило существование еще одно подразделение GM -- Saturn. Попытки сохранить марку путем продажи крупнейшей в США автомобильной дилерской сети не увенчались успехом. Сделка не состоялась из-за упрямства руководства GM, не пожелавшего продолжить даже выпуск запчастей для Saturn.

Из князей в грязьМарка Saturn была основана General Motors в 1985 году. По замыслу она должна была производить автомобили компакт-класса для конкуренции с японскими и немецкими брендами. В проект было вложено около $4 млрд. Автомобили Saturn продавались в основном в Северной Америке. И еще в 2006-2007 годах о банкротстве марки даже не думали, так как ежегодный рост производства Saturn превышал 30%.
Неясна судьба и других пасынков GM. Hummer приглянулся китайской компании Sichuan Tengzhong Heavy Industrial Machinery, и GM избавился от легендарной марки за $150 млн. Его судьбу повторят европейские Saab и Opel/Vauxhall. SAAB, возможно, перейдет под крыло шведского производителя суперкаров Koenigsegg Group AB. А Opel приобретает тандем Magna-Сбербанк.

Куда трагичнее сложилась судьба заокеанских Pontiac и Saturn. Глаз на эти бренды пока никто не положил, и GM уже объявил: производство будет закончено в конце будущего года и марки, увы, прекратят существование.

Другой американский автогигант -- Ford Motor Company также заявил о возможном расставании со своим шведским брендом Volvo. До этого компания успела попрощаться с Land Rover, Jaguar, и Aston Martin.

А Chrysler тяжелые времена заставили искать дружбу с итальянским Fiat. Договор партнерства предусматривает обмен 35% акций Chrysler на технологии производства так не любимых до недавнего времени американцами малолитражек.

Семь раз отмерь

Тем не менее, по мнению некоторых экспертов, число автогигантов -- жертв экономического кризиса на этом не закончится. В частности, глава альянса Renault-Nissan и известный антикризисный менеджер Карлос Гон на экономическом форуме в Саудовской Аравии заявил: выход на докризисные уровни продаж займет более семи лет.

Кризисные потери GMВ 2008 году чистые убытки компании превысили $30 млрд. А 1 июня 2009 года General Motors подал заявление о защите от кредиторов, прибегнув к ст. 11 закона о банкротствах США. В июле GM официально завершил процедуру банкротства, образовав «новую компанию» с тем же названием, 60,8% акций которой принадлежит государству.
А в ближайшие пару лет продажи автомобилей будут продолжать падать. Ситуация усугубляется недоступностью автокредитов и скачками курсов валют.

Тем не менее представители других автогигантов настроены не столь пессимистично и считают, что пик кризиса уже пройден, а специальные финансовые программы способны вновь заставить покупателей нести деньги в автосалоны.

Не стоит забывать и о финансовой поддержке государства. Американский конгресс выделил «большой тройке» $15 млрд в виде кредитов и запустил программу поощрения утилизации старых автомобилей.

А крупнейший отечественный автопроизводитель -- «АвтоВАЗ» уже освоил 25 млрд руб. и просит у правительства еще 70 млрд бюджетных денег. Сыграют ли эти деньги роль электрошокера, выводящего пациента из комы, или аппарата искусственного дыхания, отключать который нельзя?

Российский Красный крест собрал 1,2 млрд рублей на помощь жертвам трагедии в «Крокусе»
Реклама