Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

21:35
Москва
19 апреля ‘24, Пятница

Девальвация победила Черепашек-ниндзя

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Девальвация рубля угрожает российским производителям компьютерных игр. С начала ноября доллар подорожал более чем на 5 рублей. На покупке лицензий придется экономить -- у компаний недостаточно средств из-за неплатежей ритейлеров.

1 ноября 2008 года доллар стоил 27,09 рубля. К 16 января курс вырос до 32,7 рубля. Центробанк проводит плавную девальвацию рубля, постепенно расширяя валютный коридор. Первый раз ослабление рубля к бивалютной корзине произошло 11 ноября 2008 года. К 16 января Центробанк уже 15 раз расширял валютный коридор.

Для дистрибуторов компьютерных игр девальвация означает рост затрат на покупку лицензии. Игры консольного сегмента, который в 2008 году рос наибольшими темпами, в основном импортируются. Наибольшей популярностью пользуются зарубежные игры, за издание которых российские компании производят отчисления владельцам прав.

«В 2008 году стоимость лицензии на издание зарубежной игры доходила до $1 млн, это фактически предоплата, потому что окупится ли игра в России, заранее неизвестно. Сейчас риски выросли, и компании будут осторожнее планировать свои расходы и инвестиции», -- рассказывает Сергей Опарин, заместитель генерального директора холдинга «Финам», который закрывает сделку по продаже игровой компании «Бука».

Увеличить расходы на покупку лицензий компании не могут -- нет денег. «В конце 2008 года продажи упали не менее чем на 30%, и есть подозрение, что будут падать вплоть до марта--апреля, коррелируясь с общей кризисной ситуацией и ее развитием», -- говорит креативный директор компании «Акелла» Илья Овчаренко.

Участники рынка жалуются, что розничные сети не платят за поставки. «Начиная с октября прошлого года часть наших ритейлеров приостановила оплату выставленных нами счетов, -- рассказывает президент компании «Руссобит-М» (игры «Противостояние», «Готика», «Xenus 2: Белое золото» и «Черепашки-ниндзя») Ирина Мизрахи. -- Поэтому финансовые показатели к концу года оказались очень низкими, хотя снижения продаж практически не было». В связи с этим компании пришлось отказаться от годовых рекламных контрактов на 2009 год.

Руководитель отдела разработки и продюсирования игр компании «Новый Диск» (Lineage 2, Call of Duty 4, «Смешарики») Дмитрий Бурковский рассказал, что «в целом 2008 год был очень благоприятным, за исключением четвертого квартала, когда рост не оправдал ожиданий». Сейчас в компании принимают стандартные шаги для кризисной ситуации: сокращают долгосрочные проекты и оптимизируют текущие издержки, сосредоточивая усилия на краткосрочных проектах.

По мнению Сергея Опарина, компаниям придется экономить «не столько на персонале, сколько на закупке лицензий».

«Цены на игры сильно вырастут, и компаниям придется дополнительно стимулировать продажи. Продавцы консолей уже делают это, предлагая купить игровое устройство за те же деньги, но с дополнительными аксессуарами, -- предупреждает аналитик iKS-Consulting Максим Савватин. – Если кризис затянется, и люди не смогут платить за лицензионную продукцию, пойдет волна пиратских игр».

Эксперты сходятся в том, что увеличение доли «пиратской» продукции может затронуть прежде всего сегмент дорогостоящих консольных игр. «PC-игры у пиратов стоят немногим дешевле, чем лицензионные, поэтому резкого роста спроса на пиратские диски с одновременным падением общей покупательской способности не предвидится», -- надеется Ирина Мизрахи.

По предварительным оценкам iKS-Consulting, сделанным до начала финансового кризиса, объем рынка игровой индустрии в 2008 году должен был составить $835 млн (на 55% больше, чем в 2007 году). В новом году темпы прироста резко снизятся, считают участники рынка.

Сергей Опарин ожидает, что темпы роста рынка компьютерных игр в России могут сократиться вдвое: «Если в последние четыре-пять лет рост держался на уровне 40--50%, для 2009 года 20--25% станут замечательным результатом».

«Роста, к которому мы так привыкли в прошедшие годы, не будет. Стабильности – тоже. Кто научится оперативно реагировать на ситуацию, оптимизировать затраты, находить новые источники прибыли – тот останется на рынке, а возможно, даже укрепит свои позиции», -- резюмирует Ирина Мизрахи.

Реклама