Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

09:28
Москва
25 апреля ‘24, Четверг

Террористам и мятежникам законно отказали в суде присяжных

Опубликовано
Текст:

Конституционный суд России подтвердил законность отказа в суде присяжных тем, кто подозревается в терроризме или попытке захвата власти. Исходя из решения КС вышеуказанных лиц судить может только коллегия из трех профессиональных судей.

Конституционный суд России признал законным тот факт, что уголовные дела по трем статьям УК должны рассматриваться коллегией профессиональных судей, а не присяжными заседателями. Суд присяжных теперь недоступен для граждан, обвиняемых по статьям «Терроризм», «Насильственный захват власти» и «Вооруженный мятеж».

Исходя из вердикта КС России отказ в проведении суда присяжными заседателями лицам, подозреваемым в совершении вышеназванных преступлений, считается не противоречащим Конституции страны.

Напрасное несогласие

С тем, что террористов и мятежников не могут судить присяжные, не согласились граждане Файзулина Ф. Р., Кудаева Р. В., Шаваева А. И., Хасанова А. Д., Зайнагутдинова Р. Р., обвиняющиеся в совершении одного или нескольких указанных преступлений.

«Заявители указывают на то, что право граждан на суд присяжных закреплено в Конституции РФ. Конституция РФ также гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина. Заявители полагают, что лишение части российских граждан на суд присяжных нарушает конституционный принцип равенства, а лишение их права на суд присяжных существенно умаляет и ограничивает их права, поскольку суд присяжных в большей мере, чем другие формы судопроизводства, гарантирует от судебных ошибок», -- отмечается в сообщении пресс-службы суда.

Однако в КС все претензии заявителей отвергли. Вот что говорится в вердикте суда: «Конституция России (ст. 20) гарантирует гражданам право на рассмотрение их дел судом с участием присяжных не во всех случаях, а только при рассмотрении дел об особо тяжких преступлениях. При этом Конституция устанавливает, что суд присяжных является необходимым составным элементом права на судебную защиту лишь в случае, если обвиняемому может быть приговором суда назначена смертная казнь».

Прав и Европейский суд

Кроме Конституции России в своем решении КС сослался также и на европейское законодательство. «Европейский суд по правам человека также полагает, что рассмотрение дела судом присяжных не является существенным аспектом справедливого судебного разбирательства», -- говорится в решении суда.

Ранее за преступления по ст. 205 («Террористический акт»), ст. 278 («Насильственный захват власти или насильственное удержание власти») и ст. 279 («Вооруженный мятеж») подсудимому могли назначить смертную казнь.

Однако в России на протяжении многих лет действует мораторий на ее применение. А значит, максимальным наказанием по указанным статьям теперь является пожизненное заключение. Оно не противоречит конституционным правам на жизнь и, как следствие, суда присяжных уже не требует.

Без права на помилование

С предложением внести некоторые изменения в практику судопроизводства по делам о терроризме ранее выступил президент Дмитрий Медведев.

«Думаю, нам есть резон еще раз повернуться к проблематике, связанной с собственно отправлением правосудия по террористическим статьям -- по статье о терроризме и примыкающим преступлениям, -- и поговорить о необходимости совершенствования такого рода практики, а может быть, вы тоже какие-то предложения сделаете», -- заявил президент 30 марта на встрече с председателями Верховного и Высшего арбитражного судов, состоявшейся после терактов в московском метро.

В тот же день председатель комитета Совета федерации по правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков сообщил президенту о том, что его комитет в ближайшее время собирается разработать поправки в законодательство, разрешающие смертную казнь для террористов, виновных в гибели многих людей.

Помимо этого, по его словам, комитет предложит также лишить таких террористов права на помилование. Он отметил, что сейчас в России действует мораторий на смертную казнь, «но если происходят такие страшные преступления, мы должны предложить обществу новый вариант уголовного наказания, чтобы люди, которые идут на теракт, знали, что их ждет».

Лукашенко: Я никогда не был «ворюгой»
Реклама