Падение спроса на уголь и инерция собственников предприятий привели отрасль к кризису.
«Ряд угольных компаний уже получают индивидуальные меры господдержки», заявил недавно министр энергетики РФ Сергей Цивилев. Для получения адресной помощи угольные предприятия, столкнувшиеся с трудностями, должны соответствовать жестким критериям, среди которых «уровень доказанной убыточности, долга и EBITDA». Ранее сообщалось, что правительство рассматривает возможность выделения адресной помощи 73 угледобывающим предприятиям на миллиарды рублей. И, по словам главы Минэнерго, подкомиссия по оказанию финансовой господдержки отдельным организациям отраслей экономики, которую возглавляет глава Минфина Антон Силуанов, уже рассмотрела заявки от 37 угольных предприятий.
«Действительно, сейчас угольная отрасль России переживает очень тяжелый период, что связано прежде всего с ситуацией на мировом рынке, падением спроса, соответственно, падением мировых цен на уголь», - констатирует председатель Российско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей Виталий Манкевич. В связи с этим, по словам эксперта, «возникает необходимость закрытия невыгодных, нерентабельных производств». По предварительным оценкам Минэнерго, в 2025 году сальдированный убыток недропользователей может составить 300-350 млрд рублей, а задолженность по кредитам и займам — 1,4 трлн рублей.
Однако кризисы в угольной отрасли в нашей стране случаются не в первый раз. И вместо того, чтобы создавать подушку безопасности в период благоприятной конъюнктуры и направлять средства на модернизацию производств с целью снижения себестоимости владельцы бизнесов, судя по рейтингам Forbes, где они занимают верхние строчки, выводили сверхприбыль из компаний в виде дивидендов. В итоге сейчас компромиссные решения по поддержке угледобывающей отрасли и сохранению стабильности железнодорожного транспорта вынуждено искать правительство. По факту же спасать угольщиков традиционно будут за счет налогоплательщиков и федерального перевозчика, а также плательщиков тарифов на ж/д перевозки из других отраслей.
Сегодня уже многие забыли, что сверхрентабельность угольной отрасли в прежние годы была напрямую связана с неэффективностью тарифной системы РЖД. В связи с тем, что уголь являлся самым массовым грузом на сети, чувствительным к ценам на перевозку, в приоритете угольщиков всегда были более выгодные направления экспорта. И по сравнению с другими грузами продукция угольных предприятий получала преимущества доступа на ж/д. В результате другие грузоотправители не только в несколько раз переплачивали за доставку, но зачастую просто не попадали на забитые углем направления. Это относилось и к нефти, и к металлам, и к лесу, и к удобрениям и т.п.
Текущая кризисная ситуация усугубляется продолжающейся переориентацией экспортных потоков с Запада на Восток. По данным Института экономики и развития транспорта, примерно пятая часть всего объема угольной продукции в июне осталась на складах – 4,6 млн тонн из заявленных к перевозке 24,9 млн тонн. Причем отмена согласованных заявок могла происходить буквально накануне указанной в договоре даты отправки, когда заменить груз было нечем. «Хромает» логистика и на внутрироссийских маршрутах. Так, для дальневосточных ТЭЦ уголь в некоторых случаях могут везти за пять тысяч километров, потому что местные угольные компании не заинтересованы в таких поставках.
По прогнозам экспертов, «падение рентабельности добычи угля — долгосрочный тренд». Ожидать незначительное увеличение спроса на разные виды угля можно будет только в конце лета или осенью, когда потребители будут создавать его запасы перед началом нового отопительного сезона и вырастет деловая активность после лета. По словам ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, чтобы справиться с непростой экономической ситуацией и улучшить свое финансовое положение «угледобывающие компании могут рассмотреть вопросы диверсификации своей деятельности и сокращения расходов». Независимый промышленный эксперт Максим Худалов видит еще один выход из кризиса: «Нужно строить современные угольные ТЭС и котельные в угледобывающих регионах». При этом эксперт подчеркивает, что этому будут предшествовать закрытие части шахт и появление угольно-металлургическо-банковских групп.
Кроме того, мировой опыт показывает, что самым перспективным бизнесом, синергичным угольному, является углехимия. В России для выпуска продуктов углехимии, по предварительным оценкам, может быть ежегодно использовано 50–85 млн тонн угля. Это в случае последующих кризисов, по причине цикличного развития отрасли, позволило бы минимизировать риски для угледобычи при резком падении цен и доходности экспорта. И что немаловажно угольным лоббистам давно пора сменить риторику и перестать твердить о чрезвычайной убыточности отрасли с целью получения преференций, а перейти к реальным действиям.

