Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

20:38
Москва
18 декабря ‘25, Четверг

США использовали джаз как оружие против СССР

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

США использовали джаз как идеологическое оружие против СССР. В соответствующем проекте Госдепа участвовали такие известные джазмены, как "Диззи", Луи Армстронг и Дюк Эллингтон. Но музыканты отказались быть марионетками в руках властей.

США хотели сделать джаз своим идеологическим оружием против СССР и расширения советского влияния на страны третьего мира через специальный проект Госдепартамента США, рассказала профессор истории и американской культуры Университета Мичигана Пенни Ван Эсчен, посвятившая этой странице истории свою книгу.

Проект "Послы джаза"

"Музыка толстых"Максим Горький называл джаз "музыкой толстых", музыкой буржуазии и капиталистов. "Это — эволюция от красоты менуэта и живой страстности вальса к цинизму фокстрота с судорогами чарльстона, от Моцарта и Бетховена к джаз-банду негров, которые, наверное, тайно смеются, видя, как белые их владыки эволюционируют к дикарям, от которых негры Америки ушли и уходят всё дальше", -- писал Горький.
"Проект "Послы джаза" родился в разгар "холодной войны" в 1955 году и был рассчитан как противовес советской идеологии и пропаганде. Его предложил друг культового джазмена "Диззи" (Джон Биркс) Гиллеспи чернокожий сенатор от Гарлема Адам Клэйтон Пауэлл. Газета New York Times тогда назвала проект "секретным акустическим оружием" и термин приклеился к одному из самых знаменитых культурных проектов госдепартамента США", -- заявила Ван Эсчен в интервью РИА «Новости».

"Оружие джаза" или культуры, альтернативной тоталитарным ценностям, было нацелено на СССР, Восточную Европу, Азию, а также новоявленные африканские государства, только появившиеся на политической карте мира и видевшие в западных цивилизациях проявления расизма.

"Джаз, который играли чернокожие американцы, призван был, по замыслу чиновников, послать миру сигнал о том, что никакого расизма в Америке нет", -- отметила Ван Эсчен.

Своевольный Армстронг

Под флагом Госдепа удалось собрать "звезд" первой величины -- самого "Диззи", Луи Армстронга, Дюка Эллингтона, Бенни Гудмена, которые прорвались сквозь железный занавес и идеологические табу.

"Но джазмены отнюдь не были дипломатами в том смысле, который ожидал Госдеп. Первым посланцем в СССР должен был стать Армстронг, и уже шли переговоры между Вашингтоном и Москвой, когда великий трубач "послал" правительство -- причем, собственное. Буквально он сказал так: "Тем самым образом, которым правительство обходится с моим народом на Юге, пусть оно идет к черту", -- рассказывает Ван Эсчен.

Москвичи не увидели маэстро в 1957 году из-за президента Дуайта Эйзенхауэра, который не усмирил вспыхнувшие волнения в штате Арканзас после того, как там начались протесты белых американцев против совместного обучения с чернокожими. Белый дом ввел полицейские войска лишь спустя две недели после расового противостояния.

Джаз -- музыка справедливых

А когда Гиллеспи после его первого турне на Ближний Восток пригласили на брифинг в Госдеп с тем, чтобы проинструктировать культурного посла о том, как лучше отвечать за рубежом на вопросы о расовой проблеме в США, "Диззи", в полном соответствии со своей кличкой ("Ошеломляющий"), напомнил чиновникам историю рабовладения в США.

"Я имел 300 лет такого брифинга. Я знаю, что они сделали для нас и не собираюсь никого извинять", -- приводит историк слова музыканта.

В Грецию, куда Гиллеспи отправили после того, когда студенты забросали камнями здание посольства США, толпы молодежи восторженно скандировали имя чернокожего американца, в Пакистане "Диззи" отказался играть для элит, устроив концерт для обслуги своего отеля -- поваров и уборщиков.

А в 1964 году "посол джаза" Гиллеспи сам себя выдвинул кандидатом в президенты США, пообещав переименовать Белый дом в "Блюзовый дом", назначить госсекретарем США Дюка Эллингтона, а директором Центрального разведывательного управления -- трубача Майлза Дэвиса.

Первый "посол джаза" в СССР

Первым "послом джаза" в СССР стал Бенни Гудмен в 1962 году. Он прибыл в Россию в наихудший момент в истории отношений между Москвой и Вашингтоном на волне карибского кризиса, когда две сверхдержавы балансировали на грани войны и мира.

"Никита Хрущев на приеме в посольстве США подошел поздороваться в Гудменом. Бенни очень обрадовался и, пожимая руку лидеру СССР, воскликнул: "О, так значит вы тоже любите джаз!". "Нет, я люблю хорошую музыку", -- осек его Хрущев", - рассказывает Ван Эсчен.

Джазовая дипломатия разительно отличалась от официальной. Когда на Красной площади "король свинга" увидел смену караула у мавзолея Ленина, он, попадая в такт чеканного шага, заиграл известную фольклорную мелодию Pop Goes the Weasel, которая обычно используется для механических игрушек, выпрыгивающих из табакерки. А когда на официальной церемонии заскучал, слушая затянувшуюся речь высокопоставленного советского чиновника, то просто достал свой кларнет и заиграл.

"Армия поклонников джаза в СССР"

"Если в некоторых странах, как, например, Ирак или Афганистан, концерты предваряли рассказы о том, что такое джаз, то в России это было не нужно. Армия поклонников джаза, который являлся культурой советского андерграунда, была столь велика, а знание столь глубоко, что ничего кроме музыки было не нужно", -- говорит историк.

Однако после завершения гастролей Гудмена идеологические гонения на джаз, как на чуждое строителям коммунизма веяние, были усилены в СССР, отмечает Ван Эсчен.

Итоги проекта

"Было бы слишком просто сказать, что "Послы джаза" все-таки разрушили СССР и Восточный блок. Но их музыка несла дух свободы, срывающий железные занавесы и идеологические установки обществам с авторитарными режимами. Они представляли чисто американскую культуру, но одновременно их музыка стала международным языком духовной независимости", -- считает Ван Эсчен.

Проект закрылся в 1979 году без видимых причин -- то ли кто-то из сенаторов призвал не тратить впустую государственные деньги, то ли просто Америка после Уотергейта сосредоточилась на внутренних проблемах, полагает искусствовед.

Эколог рассказал, как аномально теплое начало зимы скажется на дикой природе Москвы
Реклама