4 мая ‘24, Суббота

Астрономы рассмотрели на красном гиганте огненную спираль

Выбросы вещества умирающей звезды имеют необычную спиралевидную форму.

Астрономы с помощью радиотелескопов чилийской астрономии ALMA обнаружили на поверхности красного гиганта R Скульптор спиральное облако раскаленного газа. Статья с описанием наблюдений опубликована в журнале Nature.

R Скульптор расположен в одноименном созвездии, которое удалено от нас на расстояние 1500 световых лет. Эта звезда относится к асимптотической ветви гигантов (AGB). Первоначально их масса составляет 0,8-8 масс Солнца, однако затем вещество этих звезд постепенно выгорает, и они превращаются в красных гигантов.

С интервалом в 10-50 тысяч лет красные гиганты выбрасывают в окружающее пространство часть вещества, которое образует вокруг них облако из пыли и газа. Ученые установили, что последний выброс вещества R Скульптора начался 1800 лет назад и закончился лишь спустя 16 столетий.

Газы, выброшенные R Скульптором, образовали вокруг него трехмерную спираль с 5 витками. «Мы наблюдали за оболочками красных гигантов и раньше, однако мы впервые столкнулись с тем, что подобная оболочка имеет форму спирали», -- рассказал Матиас Меркер, один из авторов работы.

Ученые объясняют спиралевидную форму выбросов R Скульптора тем, что рядом с ним существует еще одна звезда, которая воздействует своим гравитационным полем на оболочку красного гиганта. Согласно расчетам астрономов, дистанция между ними в 60 раз больше расстояние от Земли до Солнца.

Россия ввела запрет на экспорт сахара до 31 августа