19 апреля ‘24, Пятница

Облако газа вокруг звезды появилось из-за столкновений комет

Астрофизики предложили гипотезу, объясняющую, почему одна из звезд в созвездии Кита, видимая невооруженным глазом, несмотря на свой сравнительно немолодой возраст, окружена газовым диском. Этот вопрос оставался нерешенным с момента обнаружения диска в 1995 году.

Результаты статьи опубликованы в журнале Astrophysical Journal.

Ученым известно множество звезд, окруженных дисками из пыли. Диски же, содержащие газ, имеются лишь у очень молодых светил, поскольку в течение первых 10 миллионов лет после рождения звезды газ, окружающий ее, рассасывается в космическом пространстве. Астрономами было найдено только две звезды, являющихся исключением из этого правила.

Одна из этих звезд, обозначенная аббревиатурой 49 CETI, и была проанализирована авторами работы. Возраст 49 CETI составляет около 40 миллионов лет, так что газовый диск вокруг нее должен был давно исчезнуть. Однако, согласно показаниям радиотелескопов, вокруг 49 CETI находится большое облако угарного газа (CO).

Исследователи предположили, что звезда окружена поясом астероидов и комет, похожим на пояс Койпера в Солнечной системе (он начинается за орбитой Нептуна). Раньше пояс Койпера был гораздо более массивным, чем сейчас, однако большая его часть была утрачена за 4,5 миллиарда лет существования Солнечной системы.

По расчетам ученых, масса пояса, существующего вокруг юной 49 CETI, в 400 раз превышает массу Земли. Из-за высокой плотности пояса в нем постоянно сталкиваются кометы – в среднем их столкновения происходят каждые 6 секунд. В результате из комет высвобождается большое количество угарного газа, который и накапливается рядом со звездой.