26 апреля ‘24, Пятница

Астрономы доказали, что на карликовой планете Макемаке нет атмосферы

Звездное затмение помогло астрономам разобраться со строением карликовой планеты Макемаке, соседки Плутона. Оказалось, что она похожа на сплюснутый шар и не имеет атмосферы.

Результаты наблюдений, проведенных испанскими специалистами из Астрофизического института Андалузии, опубликованы в свежем выпуске журнала Nature.

Макемаке была открыта в 2005 году, ее средний диаметр равен 1400 километрам. Планета входит в состав пояса Койпера, области Солнечной системы, начинающейся за орбитой Нептуна. Недра Макемаке сложены каменистыми породами, а поверхность покрыта водяным льдом с примесями аммиака и метана, что заставило ученых предполагать наличие на ней атмосферы.

Однако авторы работы доказали, что эта гипотеза ошибочна. При помощи телескопов чилийских обсерваторий Параналь и Ла-Силья они наблюдали за планетой в апреле 2011 года во время так называемого звездного затмения – когда Макемаке заслонила собой свет одной из далеких звезд. Выяснилось, что свет звезды, заслоненной планетой, пропал и вновь появился очень резко.

Это свидетельствует о том, что на Макемаке нет атмосферы – иначе свет, проходя сквозь нее, исчезал и появлялся бы более плавно. Согласно расчетам астрономов, давление атмосферного слоя над Макемаке в 250 раз уступает давлению над другой карликовой планетой – Плутоном. Ученые связывают это с недостатком молекул азота, которым, по-видимому, отличается Макемаке.

Также ученым удалось установить, что форма Макемаке напоминает приплюснутый шар – наибольший и наименьший диаметры планеты отличаются на 70 километров. Отражательная способность (альбедо) карликовой планеты равна 0,77, что больше, чем аналогичный показатель Плутона и соответствует альбедо грязного снега.

«Плутон, Эрида и Макемаке относятся к крупнейшим ледяным объектам, которые вращаются вдали от Солнца. Наши наблюдения, относящиеся к Макемаке, помогут нам лучше понять свойства этого региона», -- пояснил Хосе Луис Ортиц, один из авторов работы.