19 апреля ‘24, Пятница

Генетики определили возраст мутаций у человека

Ученые выяснили, что большинство генетических мутаций возникло у людей 5-10 тысяч лет назад, что связано с ростом численности человечества, вызванным переходом к оседлому образу жизни.

Результаты исследования, выполненного американскими генетиками из Вашингтонского университета, опубликованы в свежем выпуске журнала Nature.

Авторы работы проанализировали более 15 тысяч генов у 6500 американцев африканского и европейского происхождения. Всего они выявили 1 146 тысяч однонуклеотидных вариаций (расхождений в одной «букве» ДНК). Их соотношение ученые сопоставили с 6 демографическими моделями истории человечества.

Выяснилось, что доля «древних» мутаций, общих для африканцев и европейцев и унаследованных ими от единого предка, невысока, в то время как недавние мутации, возникшие 5-10 тысяч лет назад, составляют 73% от всех однонуклеотидных вариаций. Для вредных мутаций эта цифра выше и равна 86%.

Исследователи связывают это со взрывным ростом численности человечества, который начался после изобретения сельского хозяйства и скотоводства. Стремительное размножение людей привело к возникновению новых генетических вариаций. При этом европейцы приобрели больше вредных мутаций, чем африканцы.

По мнению авторов работы, ускоренное накопление вредных мутаций европейским населением объясняется «эффектом бутылочного горлышка», через которое прошли наши предки, выйдя из Африки: среди поначалу немногочисленных европейцев вредные мутации имели больше шансов закрепиться.

Напомним, что недавно китайские ученые доказали, что рост численности человечества связан не только с возникновением сельского хозяйства, но и с окончанием ледникового периода.

ФАС: Более 2 млн карточек товаров было заблокировано на маркетплейсах из-за жалоб