28 марта ‘24, Четверг

Ученые прочитали геном домашней козы

Новый метод расшифровки ДНК позволил ученым прочитать полный геном домашней козы. Это поможет вывести новые породы этих животных, отличающиеся повышенным качеством шерсти.

Над расшифровкой генома домашней козы (Capra hircus) работали ученые из Зоологического института Китайской академии наук. Результаты их исследования опубликованы в журнале Nature Biotechnology.

Китайские генетики впервые использовали для расшифровки полного генома млекопитающего метод оптического секвенирования ДНК. Ранее он применялся лишь при работе с короткими геномами бактерий. Этот метод основан на нанесении отдельных участков ДНК (длиной около 100 тысяч нуклеотидных пар) на особый чип, где они считываются. Затем данные по этим участкам сводятся воедино на компьютере.

Ученые автоматизировали этот процесс, сделав оптическое секвенирование пригодным для чтения длинных геномов. В результате им удалось расшифровать полный геном трехлетней черной козы из китайской провинции Юньнань. Выяснилось, что он состоит из 2,6 миллиардов нуклеотидных пар (длина человеческого генома составляет 3,2 миллиарда пар) и содержит примерно 22 тысячи генов.

Из этих генов 17 тысяч встречаются и у других копытных животных. По сравнению с остальными копытными, у коз имеется больше генов, кодирующих обонятельные рецепторы. По количеству гена FTH1 козы в 7 раз превосходят человека и в 2 раза – коров и баранов, что указывает на их повышенную устойчивость к токсинам. Эта особенность позволяет козам включать в свой рацион малосъедобные растения.

Кроме того, выяснилось, что коза обладает 49 генами, ответственными за синтез кератина (из него состоит шерсть млекопитающих), и 30 генами, в которых закодированы связанные с ним белки. Среди них ученые обнаружили 10 генов, отвечающих за выработку кашемира, пуха коз, использующегося при производстве высококачественных шерстяных изделий.

Авторы работы надеются, что эти данные помогут вывести новые породы кашемировых коз. Всего, по оценкам специалистов, в настоящее время в мире живет более 830 миллионов домашних коз. Козы были одомашнены около 10 тысяч лет назад на Ближнем Востоке.