10 декабря ‘19, Вторник

Собака стала другом человека, питаясь объедками с его стола

Ученые выяснили, что собаки в процессе своей эволюции приобрели гены, ответственные за переваривание крахмала. Это дало им возможность питаться излишками пищи древних земледельцев.

Результаты исследования, проведенного шведскими генетиками из Университета Упсалы, опубликованы в свежем выпуске журнала Nature.

Авторы работы сравнили полные геномы 12 волков из разных регионов Земли и 60 собак, относящихся к 14 породам. Всего они выявили 3,8 миллионов однонуклеотидных полиморфизмов (вариаций по одной «букве» ДНК), которыми изученные геномы отличаются друг от друга.

Анализ этих полиморфизмов показал, что естественный отбор у собак шел по 19 генам, связанным с функциями мозга, и по 8 генам, отвечающим за развитие нервной системы. Это объясняется изменениями поведения, которые претерпели эти животные в процессе одомашнивания.

Кроме того, отбор затронул и 10 генов, влияющих на переваривание крахмала. Так, в геноме собак стало больше копий гена фермента амилазы, расщепляющего молекулы крахмала до олигосахаридов. У волков в каждой хромосоме имеется всего одна копия этого гена, а у собак их количество доходит до 15.

Исследование проливает свет на то, как происходило одомашнивание волков. Согласно одной из гипотез, люди приручили их еще до того, как освоить земледелие, и использовать этих животных как помощников при охоте. Однако, по мнению авторов работы, волков одомашнили именно земледельцы.

«С развитием сельского хозяйства вокруг наших поселений стало накапливаться много отбросов, и волки, ставшие предками собак, освоили этот новый пищевой ресурс. Наше открытие доказывает, что собаки эволюционировали на мусорных кучах», -- пояснил Эрик Акселссон, один из авторов работы.