25 апреля ‘24, Четверг

Морской заяц лишает хищников обоняния, доказали ученые

Биологи выяснили, зачем морской моллюск аплизия поливает своих преследователей слизью. Оказалось, что тем самым он блокирует обонятельные рецепторы хищников.

Результаты исследования, проведенного американскими учеными из Университета штата Джорджия, опубликованы в журнале Journal of Experimental Biology.

Аплизия, или морской заяц – это родственник улиток, в ходе эволюции лишившийся раковины. При нападении хищников он, подобно каракатице, выбрасывает облако пурпурных чернил, и вдобавок – белое слизистое вещество, известное как опалин. И если назначение чернил не представляет загадки, то функция опалина до настоящего времени оставалась неизвестной.

Чтобы разобраться в этом вопросе, авторы работы провели серию экспериментов с лобстерами, которые являются одними из главных естественных врагов аплизий. Ученые смазывали антенны лобстеров опалином, извлеченным из желез моллюска, и затем добавляли в аквариум образцы запаха, возбуждающего аппетит.

Измерения электрической активности хемочувствительных и моторных нейронов лобстеров показали, что ракообразные, намазанные опалином, реагируют на запах гораздо хуже, чем в норме. Это заставляет хищника на время потерять интерес к своей жертве, чем и пользуются медлительные морские зайцы, чтобы ускользнуть.

Как отмечают исследователи, чернила и опалин вырабатываются разными железами и выделяются последовательно. «Чернила – это последняя линия обороны, к ним моллюск прибегает лишь тогда, когда он оказался во рту у рыбы или же почувствовал укус лобстера», -- пояснил Чарльз Дерби, один из авторов статьи.