25 апреля ‘24, Четверг

В Китае найдены древнейшие эмбрионы динозавров

Палеонтологи обнаружили массовое захоронение яиц динозавров начала юрского периода. В некоторых из яиц сохранились останки эмбрионов со следами органического вещества.

Описание находки, подготовленное китайскими, канадскими и австралийскими учеными, опубликовано в свежем выпуске журнала Nature.

Яйца были обнаружены в китайской провинции Юннань. Их возраст составляет около 190 миллионов лет. Яйца принадлежат люфенгозаврам – растительноядным динозаврам из подотряда зауроподоморф, которые обитали на территории современного Китая в ранней юре. Скорее всего, кладки люфенгозавров были залиты грязевыми потоками, что и обеспечило их хорошую сохранность.

Всего ученые нашли 20 эмбрионов на разных стадиях развития – возможно, они происходят из нескольких гнезд, попавших под оползень. В общей сложности было собрано около 200 косточек зародышей люфенгозавров. Эти останки являются самой древней находкой такого рода: ранее эмбрионы динозавров были известны лишь из отложений мелового периода.

Исследователи измерили бедренные кости зародышей и выяснили, что они очень быстро росли. Это свидетельствует об укороченном инкубационном периоде люфенгозавров. Кроме того, в процессе роста бедренные кости меняли свою форму под влиянием мышечных сокращений. Следовательно, эмбрионы этих динозавров, как и эмбрионы птиц, активно перемещались в яйцах.

Инфракрасная спектроскопия показала, что внутри косточек зародышей имеются следы органического вещества. Оно представлено тяжами коллагена – белка, который входит в состав костной ткани. «Обнаружение следов протеина – важное открытие, поскольку эти зародыши почти на 100 миллионов лет древнее окаменелостей, в которых до этого удавалось найти белок», -- рассказал Роберт Райс, один из авторов статьи.

В России разработали углеродный калькулятор