29 марта ‘24, Пятница

Четырехкрылые динозавры питались рыбой

Палеонтологи нашли в желудке микрораптора, китайского четырехкрылого динозавра, остатки рыб. Ранее считалось, что эти существа жили на деревьях и питались лишь мелкими птицами и млекопитающими.

Описание находки, подготовленное китайскими учеными и их канадскими коллегами, опубликовано в журнале Evolution.

Микрорапторы – это мелкие летающие динозавры размером с современного сокола, существовавшие в начале мелового периода (около 120 миллионов лет назад). Они несли обильное оперение как на задних, так и на передних конечностях. Палеонтологи полагали, что эти близкие родственники птиц вели исключительно древесный образ жизни.

Однако хорошо сохранившийся микрораптор, найденный авторами работы в отложениях формации Исянь на северо-востоке Китая, заставляет пересмотреть эти взгляды. В желудке микрораптора ученые обнаружили мелкие рыбные плавники, ребра и позвонки. Судя по всему, они принадлежали примитивным костистым рыбам.

Такие рыбы были обычны для пресноводных водоемов той эпохи, и их уже находили в желудке конфуциусорниса, примитивной птицы, обычной для формации Исянь. По-видимому, микрораптор также включал рыбу в свой рацион. Судя по строению его зубной системы, он заглатывал рыбу целиком, откидывая голову назад.

Ранее в желудках микрорапторов находили лишь кости птиц и млекопитающих. Новая находка доказывает, что диета этих хищников была более разнообразна, а сами они спускались к водоемам, несмотря на наличие когтей, приспособленных для лазания по деревьям. Исследователи отмечают, что похожий рацион характерен и для современных варанов.