26 апреля ‘24, Пятница

Потомство ГМО-лосося может захватить океан

Ученые доказали, что генетически модифицированные лососи способны спариваться с особями родственного вида и давать жизнеспособное потомство. Из-за этого их гены смогут неконтролируемо распространяться среди рыб, живущих в дикой природе.

К такому выводу пришли канадские биологи из Мемориального университета Ньюфаундленда, чья статья опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Генетически модифицированная семга (атлантический лосось, Salmo salar) снабжена генами, отвечающими за ускоренный рост. ГМО-лосось набирает массу гораздо быстрее своих диких сородичей, что позволяет выращивать его в искусственных условиях. В настоящее время власти США решают, можно ли употреблять такую рыбу в пищу. Если соответствующее разрешение будет получено, то ГМО-лососи станут первыми генетически модифицированными животными, которые поступят на стол человека.

Авторы работы решили выяснить, какие последствия будет иметь проникновение ГМО-лосося в дикую природу. В естественных условиях атлантический лосось иногда спаривается с кумжей (Salmo trutta), близким видом из семейства лососевых. Ученые выяснили, что с кумжей может скрещиваться и ГМО-лосось, причем их потомство превосходит родителей по скорости роста тела и выживаемости.

Всего исследователи скрестили более 300 обычных и генетически модифицированных рыб. Оказалось, что в 40% случаев образовавшиеся гибриды несут модифицированные гены. Ученые поместили таких гибридов в проточную воду, в какой размножаются и выводятся лососи, и обнаружили, что они растут быстрее, чем обычные рыбы и ГМО-лосось.

По мнению авторов работы, из-за дефицита пищевого ресурса быстро растущие гибриды, являющиеся носителями модифицированных генов, будут вытеснять из водоемов обычных рыб. При этом представители компании AquaBounty, занимающейся внедрением ГМО-лосося, утверждают, что выращиваемая ими рыба стерильна и не представляет угрозы для окружающей среды.