28 марта ‘24, Четверг

Самая легкая экзопланета выглядит с Земли как голубое пятно

Астрономы сфотографировали экзопланету, вращающуюся вокруг молодой звезды в созвездии Киля. Она является самой легкой экзопланетой, открытой при помощи прямых наблюдений.

Об открытии, сделанном французскими учеными из Института Планетологии и Астрофизики в Гренобле, сообщается в журнале Astrophysical Journal.

Большинство открытых экзопланет было обнаружено косвенным путем: например, астрономы «засекают» экзопланеты, когда те на время загораживают диск своей звезды или же искривляют ее траекторию. К таким методам ученым приходиться прибегать потому, что экзопланеты очень трудно увидеть напрямую из-за яркого света расположенных рядом звезд.

Однако авторам работы, наблюдавшим за звездой HD 95086, всё-таки посчастливилось разглядеть вращающуюся рядом с ней экзопланету. Открытие было сделано с помощью Очень большого телескопа, расположенного в чилийском высокогорье. HD 95086 удалена от нас на расстояние в 300 световых лет и сформировалась всего около 10-17 миллионов лет назад.

Астрономы вычислили, что по массе экзопланета в 5 раз больше Юпитера, что делает ее самой миниатюрной из всех экзопланет, открытых путем прямого наблюдения. Она удалена от своей звезды на расстояние, которое в два раза превышает расстояние от Солнца до Нептуна. Пока ученые не знают, почему экзопланета оказалась так далеко: возможно, ее «отнесло» от звезды гравитационное поле соседних планет.

Температура на поверхности экзопланеты составляет около 700 градусов Цельсия, так что на ней может существовать атмосфера, состоящая из водяного пара и метана. «Прямые наблюдения за экзопланетами редки, и каждое открытие здесь помогает лучше понять их природу», -- рассказал Джулиан Рамеу, один из авторов статьи.