19 апреля ‘24, Пятница

Газовые гиганты редко попадают на обед к звездам

Астрономы доказали, что звезды редко поглощают планеты, находящиеся в их окрестностях. Напротив, такие планеты стараются держаться подальше от звезд и могут вращаться вокруг них миллиарды лет в полной безопасности.

Результаты исследования, проведенного американскими специалистами из Калифорнийского технологического института, опубликованы в журнале Astrophysical Journal.

Авторы работы решили изучить поведение горячих Юпитеров – так называются газовые гиганты, располагающиеся по соседству со звездами. Долгое время специалисты не могли решить, обречены ли такие планеты на слияние со звездой, и если нет, то что их удерживает от дальнейшего сближения со светилом.

Согласно одной из гипотез, горячие Юпитеры держат дистанцию со звездой благодаря ее магнитному полю. Согласно другой гипотезе, сближению планет и звезд мешают остатки газопылевого диска, из которого газовые гиганты когда-то сформировались. Однако исследователи выяснили, что роль «тормозов» выполняют приливные силы.

В общей сложности ученые проанализировали данные о 126 горячих Юпитерах и еще о 2300 похожих на них планетах, чье существование пока точно не подтверждено. Большинство их них было обнаружено при помощи космического телескопа Kepler. Оказалось, что дистанция, разделяющая горячие Юпитеры и звезды зависит от массы последних: чем массивнее звезда, тем дальше от нее находятся газовые гиганты.

Это происходит из-за действия приливных сил – они возникают под действием гравитации звезды. Как показали расчеты астрономов, подтвержденные наблюдениями, приливные силы стабилизируют орбиту горячих Юпитеров: когда она начинает напоминать правильный круг, сближение газовых гигантов со звездами прекращается. Впрочем, отмечают астрономы, перед тем, как прекратить свое движение к звезде, горячие Юпитеры иногда сталкиваются с другими планетами.