28 марта ‘24, Четверг

Ученые выяснили, почему голые землекопы никогда не болеют раком

Ученые открыли вещество, благодаря которому голые землекопы никогда не болеют раком. Возможно, в борьбе с этим заболеванием оно поможет и людям.

Результаты исследования, проведенного американскими специалистами из Рочестерского университета, опубликованы в свежем выпуске журнала Nature.

Голые землекопы – это небольшие африканские грызуны, выкапывающие разветвленные ходы под землей. Несмотря на то, что продолжительность жизни этих зверьков достигает 30 лет, ученые никогда не замечали у них признаков развития злокачественных опухолей.

Работая с культурой клеток голых землекопов, авторы статьи обнаружили, что она насыщена вязкой гелеобразной субстанцией, которой не наблюдается в образцах тканей других животных. Определив химический состав субстанции, ученые выяснили, что она насыщена гиалуроновой кислотой, имеющей высокий молекулярный вес.

Это вещество входит в состав внеклеточного матрикса у большинства организмов и кодируется геном HAS2. Однако исследователи установили, что HAS2 голых землекопов отличается от аналогичных генов других млекопитающих. Кроме того, эти грызуны менее активно перерабатывают гиалуроновую кислоту, так что она у них накапливается.

Упругая кожа и никакого рака

Удалив эту кислоту из культуры клеток голого землекопа, ученые обнаружили, что в ней стали чаще развиваться опухоли. Следовательно, гиалуроновая кислота обладает противораковым эффектом. Скорее всего, этот эффект побочный – изначально избыток гиалуроновой кислоты понадобился голым землекопам, чтобы их кожа была более эластичной, что необходимо при передвижении по тесным норам.

Чтобы выяснить, может ли гиалуроновая кислота голых землекопов работать в тканях других организмов, исследователи в ближайшее время испытают ее на культуре клеток мышей. Ученые надеются, что это вещество поможет и при лечении рака у человека.

«Есть косвенные доказательства того, что гиалуроновая кислота будет работать у люlей. Сейчас она используется при подтяжках кожи и при лечении артрита коленей. Ее инъекции снимают боль, но не вызывают каких-либо побочных эффектов», -- рассказал Андрей Селуанов, один из авторов работы.

В России предсказали скорое падение цен на жилье