19 апреля ‘24, Пятница

Нейрофизиологи впервые составили трехмерную карту мозга

Ученые создали точнейшую карту человеческого мозга, на которой можно разглядеть отдельные нейроны и их отростки. Карта поможет психиатрам и другим специалистам, исследующим природу умственных расстройств.

Карта была создана канадскими и немецкими учеными, работавшими в рамках проекта Big Brain («Большой мозг»). Результаты их работы, продолжавшейся почти 10 лет, опубликованы в свежем выпуске журнала Science.

На трехмерной карте запечатлено строение мозга 65-летней женщины. Ученые сделали 7400 срезов этого мозга, каждый толщиной в половину человеческого волоса. Срезы окрашивались, сканировались, а затем объединялись с помощью специальной компьютерной программы. В итоге на получившуюся карту было занесено местоположение более 80 миллиардов нервных клеток.

Разрешение карты составляет 20 микрометров по всем трем осям, что в 50 раз превышает аналогичные реконструкции. Теперь исследователи со всего мира, зарегистрировавшись на сайте проекта, получили возможность в любой момент зайти и рассмотреть микроскопическое строение любой интересующей их части мозга (например, той, чье поражение вызывает какое-либо заболевание).

«Наша карта подобна картам Google Earth, вы можете разглядеть такие детали, которые было нельзя увидеть до появления этой трехмерной реконструкции», --рассказала Катрин Амунтс, одна из участников проекта. В дальнейшем карта поможет проследить связи между отдельными участками коры, а также выявить влияние генов на архитектуру мозга.