26 апреля ‘24, Пятница

Травоядные динозавры-гиганты меняли зубы раз в месяц

Палеонтологи выяснили, что у зауропод, гигантских травоядных динозавров, зубы сменялись с рекордной скоростью. Диплодоки обзаводились новыми зубами раз в месяц, а у некоторых их родичей смена зубов могла происходить раз в две недели.

Результаты исследования, проведенного американскими учеными из Университета штата Нью-Йорк в Стоуни-Брук, опубликованы в журнале PLOS ONE.

Динозавры-зауроподы были самыми крупными животными из тех, что когда-либо населяли Землю. Авторы статьи решили изучить рост зубов двух из них - Camarasaurus и Diplodocus. Эти существа жили в конце юрского периода (156 миллионов лет назад) на территории Северной Америки и достигали в длину более 20 метров.

Известно, что за каждым зубом в челюсти Camarasaurus находилось три запасных зуба, а у Diplodocus - пять. По мере износа зубная очередь двигалась вперед, и износившиеся зубы сменялись вновь сформировавшимися. Чтобы выяснить, с какой скоростью протекал этот процесс, палеонтологи отсканировав зубы динозавров на компьютерном томографе.

При формировании зубов каждый день в них появляется новый слой дентина, по толщине уступающий человеческому волосу. Подсчитав эти слои, ученые вычислили, за какое время зубы зауропод «созревали» и как быстро продвигалась зубная очередь. Оказалось, что у Camarasaurus смена зубов в среднем происходила раз в 62 дня, а у Diplodocus - раз в 35 дней.

У зауропод зубы менялись быстрее,чем у крокодилов

По оценкам авторов статьи, у некоторых зауропод зубы могли обновляться еще быстрее - так, у Nigersaurus за каждым зубом стояло по девять запасных, так что смена зубов могла происходить у него раз в 14 дней (абсолютный рекорд среди позвоночных животных). Исследователи отмечают, что зубы зауропод были маленькими и имели узкую вершину, так что при их смене терялось мало минерального вещества.

Зауроподы не пережевывали растения, а откусывали от них небольшие кусочки (дальнейшая обработка пищи происходила в желудке). Поэтому зубы этих животных должны были быть всегда острыми, для чего и приходилось их часто менять. Скорость смены зубов зауропод зависела от особенностей их диеты. Diplodocus, по-видимому, питался растительностью нижнего яруса, так что на его зубы чаще попадал песок и они изнашивались быстрее. Camarasaurus же ощипывал кроны деревьев, где песка было меньше, и зубы он мог менять не так часто.

Для сравнения, у крокодилов, ближайших родственников динозавров, зубы меняются раз в 100 дней.