26 января ‘20, Воскресенье

Палеонтологи обнаружили у динозавров птичий мозг

Ученые установили, что нелетающие динозавры, родственники археоптерикса, обладали крупным мозгом. Ранее наличие крупного мозга считалось исключительной особенностью птиц.

Результаты исследования, проведенного американскими палеонтологами из Техасского университета , опубликованы в свежем выпуске журнала Nature.

В последние годы многие признаки, считавшиеся исключительным достоянием птиц (например, перья и грудная кость дужка) были обнаружены у целого ряда динозавров. Авторы статьи решили развенчать миф еще об уникальности еще одного птичьего признака - о крупном переднем мозге, который будто бы отличает птиц от всех их рептильных предков.

Как полагали специалисты, птицы независимо от млекопитающих приобрели крупный передний мозг вместе со способностью к полету, чтобы лучше видеть и координировать свои движения. Считалось также, что мозг археоптерикса, предполагаемого переходного звена между птицами и динозаврами, по степени развитости занимает промежуточное положение между двумя этими группами.

Исследователи с помощью компьютерного томографа изучили более 20 черепов, принадлежащих динозаврам из групп Troodontidae, Dromaeosauridae и Oviraptorosauria, которые наиболее близки к предкам птиц. Они построили трехмерные реконструкции их мозга и обнаружили в нем типично птичьи черты. Мозг этих динозавров был как будто уже «готов к полету», хотя у них еще не было крыльев.

По своим относительным размерам передний мозг ряда изученных динозавров оказался даже больше, чем у археоптерикса. Это добавляет аргументов тем, кто отказывается считать археоптерикса «промежуточным звеном». Ученые отмечают, что увеличение относительного размера мозга динозавров объясняется не уменьшением массы их тела, а ростом самой нервной ткани.