19 апреля ‘24, Пятница

Ученые выяснили, почему кокаин вызывает привыкание

Эксперименты с мышами показали, что структура нервных клеток начинает изменяться уже через 2 часа после приема кокаина. В результате у зверьков быстро закрепляются привычки, связанные с употреблением этого наркотика.

Результаты исследования, проведенного американскими специалистами из Университета Калифорнии в Беркли, опубликованы в журнале Nature Neuroscience.

В ходе опытов ученые делали мышам инъекцию кокаина, а затем сравнивали их мозг с мозгом мышей из контрольной группы, которым вводился лишь физраствор. Авторы статьи использовали двухфотонный лазерный сканирующий микроскоп, который позволял изучать нервные клетки в мозгу живого зверька.

Выяснилось, что через день после приема кокаина в лобной доле мышей-наркоманов на дендритах нейронов имелось больше дендритных шипиков, чем у обычных мышей. Дендриты - это отростки, по которым нейроны получают информацию от других нервных клеток, а дендритные шипики - это выросты на их поверхности, способные формировать новые синаптические контакты.

Известно, что дендритные шипики образуются при получении какой-либо новой информации, когда требуется ее закрепить и освоить. Однако в данном случае речь идет об формировании наркотической зависимости, поскольку после приема кокаина дендритных шипиков формировалось гораздо больше, чем в процессе обычного обучения.

Изучая один и тот же участок мышиного мозга, ученые выяснили, что дендритные шипики начинают образовываться уже спустя два часа после инъекции кокаина. Также опыты показали, что мыши-кокаинисты предпочитали жить именно в тех клетках, где они получали наркотик. Особенно сильно в такие клетки стремились попасть мыши, у которых в мозгу образовалось больше всего дендритных шипиков.

Исследователи считают, что им удалось открыть физиологический механизм, объясняющий, почему кокаин вызывает привыкание. По мнению авторов статьи, их выводы можно экстраполировать и на людей: у человека при приеме коканина в мозгу происходят примерно те же процессы, что и у мышей.

Доктор Мясников спас русскую пассажирку в аэропорту Дубая