18 апреля ‘24, Четверг

В кишечнике человека обнаружены родичи сине-зеленых водорослей

Микробиологи открыли в кишечнике человека новый тип бактерий - они являются ближайшими родственниками сине-зеленых водорослей и помогают переваривать клетчатку.

Об этом говорится в статье американских ученых из Калифорнийского университета в Беркли, опубликованной в журнале eLife.

Большинство видов бактерий нельзя вырастить в лаборатории в виде отдельных культур. Поэтому ученым приходится искать их следы среди обрывков бактериального генетического материала. Авторы статьи разработали новый метод анализа рибосомальной РНК и с его помощью изучили микрофлору, содержащуюся в образцах кала трех добровольцев.

В результате им удалось выделить 7 геномов ранее неизвестных бактерий, которые были названы Melainabacteria, в честь нимфы подземных вод из греческой мифологии. Оказалось, что у Melainabacteria больше всего общих генов с сине-зелеными водорослями (цианобактериями) – древнейшими фотосинтезирующими организмами, которых можно встретить в зацветших водоемах.

Скорее всего, Melainabacteria, чья численность не превышает 5% от общего числа кишечных бактерий, помогают человеку переваривать растительные волокна. При этом выделяется водород – чтобы он не накапливался, его расщепляют другие обитатели кишечника. Вероятно, особенно много Melainabacteria можно найти в пищеварительном тракте травоядных животных.

Генетические «следы» Melainabacteria ученые обнаружили и в водоносных слоях почвы. По мнению исследователей, эти бактерии и сине-зеленые водоросли произошли от одних и тех же предков. Их эволюционные пути разошлись, когда цианобактерии «изобрели» фотосинтез и стали выделять кислород. Melainabacteria же так и остались жить в анаэробных условиях и в итоге заселили почву и кишечники животных.

Ряд сервисов предупредил о возможном запрете авторизации через Apple и Google