25 апреля ‘24, Четверг

Генетики обнаружили у современных людей вирусы неандертальцев

Ученые выявили в геноме современных людей ДНК ретровирусов, которыми были заражены еще неандертальцы и денисовский человек. Возможно, такие вирусы вызывают раковые заболевания.

Об этом говорится в статье британских генетиков из Оксфордского университета, опубликованной в журнале Current Biology.

В прошлом году американские ученые выявили в геномах двух видов ископаемых людей, неандертальцев и денисовцев, следы 14 эндогенных ретровирусов (ERV). Так называются вирусы, которые встраивают свой генетический материал в ДНК зародышевых клеток хозяев, после чего он начинает передаваться по наследству.

Считается, что некоторая часть некодирующей («мусорной») ДНК человека состоит как раз из эндогенных ретровирусов. Авторы прошлогоднего исследования попытались найти в ней следы неандертальских ретровирусов, однако потерпели неудачу. Их британским коллегам повезло больше, поскольку они изучали не усредненный геном Homosapiens, а сравнивали геномы конкретных людей, к тому же больных раком.

Всего генетики проанализировали ДНК 67 пациентов. Оказалось, что в геномах всех этих людей в разных комбинациях встречается генетический материал 7 из 14 ретровирусов, относящихся к семейству HML2. Возможно, когда исследование охватит более значительный круг людей, будут выявлены следы и остальных неандертальских вирусов.

Пока исследователи точно не могут сказать, связаны ли ретровирусы неандертальцев с возникновением раковыми заболеваниями. Если окажется, что они представлены в геномах большого числа наших современников, то их можно считать безвредными. В противном случае носителей таких вирусов элиминировал бы естественный отбор.

Скорее всего, эндогенные ретровирусы, найденные у Homosapiens, неандертальцев и денисовцев, проникли еще в геном их общего предка. Произошло это не позднее 400 тысяч лет назад.