18 апреля ‘24, Четверг

Астрономы определили причину рекордной вспышки гамма-излучения

Сверхмощная вспышка гамма-излучения, зафиксированная в апреле этого года, возникла из-за взрыва звезды, чья масса в 30 раз превышает Солнце. Если бы такая вспышка произошла ближе к Солнечной системе, то она уничтожила бы всё живое на Земле.

Результаты исследования, проведенного британскими специалистами из Университета Лестера и их коллегами из Италии, США и Дании, опубликованы в свежем номере журнала Science.

27 апреля 2013 года орбитальный телескоп Swift зарегистрировал самую мощную в истории наблюдений вспышку гамма-излучения. Такие вспышки образуются в результате «схлопывания» звезд, когда их ядро превращается в черную дыру, а освободившаяся энергия выбрасывается в пространство. Каждый год Swift фиксирует около 100 подобных явлений, но вспышка, случившаяся в этом апреле, по мощности оставила их далеко позади.

«Внезапно мы увидели очень яркую вспышку гамма-излучения, вспышку-монстра», - рассказал Дэниэль Малесани, один из авторов статьи. Вспышка длилась всего около минуты, а затем исследователи несколько месяцев наблюдали остаточное излучение. Обычно оно длится несколько дней или недель, однако в этом случае последствия наблюдались несколько месяцев.

Специалисты зафиксировали в остаточном излучении кванты с очень высокой энергией (до 95 гигаэлектронвольт), что противоречит существующим теориям. Тем не менее, это не помешало установить «виновника» вспышки: им оказалась быстро вращающаяся звезда, которая по массе превосходит Солнце в 20-30 раз. При этом по размеру она превосходила Солнце всего в 3-4 раза, так что звезда была очень компактной.

Вспышка случилась, когда Вселенной было 9,9 миллиардов лет. На то, чтобы достичь Земли, ей потребовалось 3,75 миллиарда лет. Гамма-излучение было поглощено земной атмосферой, так что не причинило какого-либо вреда. По словам ученых, если бы такая вспышка произошла от нас на расстоянии около 1000 световых лет, она бы разрушила озоновый слой и уничтожила жизнь на нашей планете.