11 декабря ‘19, Среда

Метеорит подсказал рецепт изготовления светящихся алмазов

Отечественные ученые обнаружили в обломках метеорита, упавшего в 1960-е годы, микроскопические алмазы. Благодаря особому химическому составу они светятся при облучении лазером.

Результаты исследования, проведенного российскими специалистами из Института физической химии и электрохимии РАН совместно с коллегами из США и Германии, опубликованы в журнале Nature nanotechnology.

Авторы статьи изучали фрагменты метеорита, упавшего в 1962 году близ деревни Ефремовка на территории Казахской ССР. Анализ показал, что в веществе метеорита содержатся микроалмазы диаметром не более 10 нанометров. Размер отдельных алмазов составляет всего 1,6 нанометра - это соответствует цепочке из 400 атомов углерода.

С помощью просвечивающего электронного микроскопа ученые установили, что в углеродной решетке практически всех микроалмазов имеются вкрапления в виде атомов кремния. Такие модифицированные кристаллики оказались флуоресцирующими: при облучении красным лазером они становились красно-темными, испуская излучение с большой длиной волны.

В роли центров флуоресценции выступали атомы кремния. Поэтому исследователи считают, что добавление кремния в синтетические наноалмазы позволит создать на их основе флуоресцирующий краситель. Он пригодятся в промышленности и в научных исследованиях - в сочетании с антителами флуоресцентные наноалмазы способны окрашивать отдельные клетки и другие биологические структуры.

Напомним, недавно биологи выделили флуоресцентный белок из светящихся угрей - вещество найдет применение при окраске раковых опухолей.