18 апреля ‘24, Четверг

Генетики объявили диабет наследием неандертальцев

Ученые выяснили, что гены, повышающие риск заболеть диабетом, унаследованы современными людьми от неандертальцев. Особенно много таких генов у потомков коренных жителей Нового Света.

Об этом говорится в статье, опубликованной американскими специалистами из Гарвардской медицинской школы в журнале Nature.

Так сложилось, что масштабные генетические исследования охватывают в основном население Европы, Северной Америки и Азии. Поэтому специалисты нередко упускают из вида генетические особенности других человеческих популяций. Авторы статьи решили исправить это упущение, проанализировав геномы 8000 тысяч коренных мексиканцев и других латиноамериканцев, имеющих индейскую кровь.

Исследователи искали у латиноамериканцев гены, связанные с развитием диабета. Им удалось обнаружить, что одна из версий гена SLC16A11 повышает риск развития этого заболевания на 25%. Если же у индивидуума имеется сразу два таких «патогенных» аллеля (вариации гена), то риск возрастает до 50%. В гене SLC16A11 закодирован транспортный белок, вовлеченный в перенос промежуточного метаболита, связанного с расщеплением жиров.

Анализ показал, что вариации гена, связанные с диабетом, имеются почти у половины латиноамериканцев, состоящих в близком родстве с индейцами. Это объясняет, почему в Латинской Америке очень распространен диабет второго типа - до настоящего времени причины этого явления оставались неизвестными.

Когда ученые обратились к результатам предыдущих исследований, выяснилось, что остальному человечеству повезло гораздо больше - патогенные вариации встречаются лишь у 20% жителей Азии и очень редко - у жителей Европы и Африки. Кроме того, авторы статьи обнаружили, что такой же аллель имелся в недавно расшифрованном геноме неандертальца из Денисовской пещеры.

Из этого ученые сделали вывод, что древние Homo sapiens, давшие начало американским индейцам, по пути в Америку опрометчиво скрещивались с неандертальцами, от которых и получили в наследие повышенную склонность к диабету. Как отмечают специалисты, около 2% генов людей, живущих за пределами Африки, можно считать неандертальскими.