11 декабря ‘19, Среда

Спутник Goce заглянул в глубинные слои мантии Земли

Ученые обнародовали новую порцию данных, собранных спутником Goce. С его помощью геологам удалось «разглядеть» в глубине мантии Земли следы древних литосферных плит. Открытие поможет лучше понять природу вулканизма и землетрясений.

Об этом говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Geoscience.

Спутник Goce был запущен Европейским космическим агентством в марте 2009 года и проработал на орбите до ноября 2013 года. Всё это время он изучал гравитационное поле нашей планеты. Особый упор он делал на глобальные (в масштабе целых континентов) гравитационные аномалии. Локальные гравитационные аномалии, связанные со впадинами или горными хребтами, изучались в рамках других проектов.

Всего ученые зафиксировали несколько глобальных гравитационных аномалий - в частности, под Америкой и Азией, в древних зонах субдукции, где одни блоки земной коры погружались под другие. Судя по глубине, на которой возникают аномалии (более 2000 километров), под Азией Goce обнаружил остатки литосферных плит юрского периода (150 миллионов лет назад), а под Америкой - конца мелового (более 60 миллионов лет назад).

Кроме того, на гравитационых картах можно увидеть края древнего океана Тетис, тянущиеся от Гималаев к Средиземному морю. Он закрылся около 40- 50 миллионов лет назад, после сближения Евразии с Африкой и Индостаном. Таким образом, спутник Goce продемонстрировал - в глубинных слоях мантии существуют остатки древних литосферных плит, погрузившихся под современные. Возможно, наряду с последними они оказывают влияние на вулканизм и землетрясения.

До настоящего времени строение глубоких слоев Земли ученые исследовали с помощью сейсмических волн - однако этот метод построен на многих допущениях, которые сложно проверить. Авторы статьи надеются, что данные, собранные Goce, помогут скорректировать выводы, содержащиеся в предыдущих работах.

Ранее спутник Goce «прощупал» границу Мохоровичича, отделяющую земную кору от мантии.