19 апреля ‘24, Пятница

Астрономы вычислили скорость вращения ближайшей к нам галактики

С помощью телескопа «Хаббл» ученые вычислили, как быстро вращается вокруг своей оси Большое Магелланово Облако, галактика, соседствующая с Млечным путем. Оказалось, полный оборот она совершает за 250 миллионов лет.

Результаты исследования, проведенного американскими учеными из Университета Виргинии, опубликованы в журнале Astrophysical Journal.

Большое Магелланово Облако (БМО) - это карликовая галактика, удаленная от Млечного пути на расстояние в два его диаметра. Особенности движения БМО могут многое сказать как о нем самой, так и о его соседе. Поэтому астрономы не пожалели семи лет на вычисление скорости вращения БМО - именно столько заняли измерения, выполнявшиеся с помощью космического телескопа «Хаббл».

Телескоп сфокусировался на 22 участках галактики и отслеживал местоположение десятков звезд, расположенных в них. Участки были выбраны так, чтобы на заднем плане каждого из них был различим квазар какой-либо далекой галактики. Квазар - это источник яркого излучения в центре галактики, его можно использовать в качестве «маяка» для расчета местоположения других космических объектов.

Судя по изменениям координат звезд, центральная часть БМО совершает один оборот за 250 миллионов лет. Интересно, что такое же время занимает у Солнца полный оборот вокруг центра Млечного пути. По словам специалистов, вычисления требовали очень точных наблюдений, которые были по силам лишь «Хабблу». «Если вы представите человека на Луне, точность «Хаббла» позволила бы вычислить, с какой скоростью у него растут волосы», -- пояснила Нитья Калливайалил, соавтор статьи.

Исследователи рассчитали траектории звезд, за которыми они наблюдали, на ближайшие 7 миллионов лет. В ближайшем будущем они планируют выяснить, с какой скоростью вращается другой сосед Млечного пути - Малое Магелланово облако.