26 апреля ‘24, Пятница

Круглые черви умеют строить башни, выяснили биологи

Ученые обнаружили, что нематоды (круглые черви) могут объединяться в высокие «башни», которые помогают им в поиске пропитания. Роль кирпичей в таком сооружении играют сами нематоды, а в качестве цемента выступает нематойл, не имеющее аналогов химическое соединение, выделяемое этими червями.

Об этом говорится в статье немецких специалистов из Института молекулярной биологии клетки Общества Макса Планка, опубликованной в журнале Nature Chemical Biology.

Авторы работы изучали нематод Pristionchus pacificus - эти крошечные черви живут на гниющих навозных жуках, питаясь микроорганизмами, которые их разлагают. Изначально нематоды забираются на живого жука и затем терпеливо ждут его смерти. Однако, как показали исследователи, чтобы прикрепиться к своему будущему «обеденному столу», нематоды прибегают к хитроумному приему.

Изучая червей в лаборатории, ученые заметили, что если в культуру дауэр-личинок (так называются личинки нематод с замедленным метаболизмом, участвующие в расселении) попадает плесень, то черви приступают к формированию своеобразных «башен». Фундаментом подобных «построек» служат плодовые тела грибов, а сами они состоят из многочисленных личинок нематод, взобравшихся друг другу на «голову».

Длина самых крупных «башен», которые насчитывают до 1000 особей, составляет около сантиметра, что в 20-30 больше, чем длина тела отдельной личинки. Ученые считают, что в природе такие «башни» увеличивают шансы нематод коснуться пробегающего мимо жука и осесть на нем. «Башни» устойчивы к ударам и толчкам, но исследование показало, что они быстро распадаются в органических растворителях.

Это заставило ученых предположить, что черви скрепляются при помощи какого-то вещества. Исследователи выделили его и затем синтезировали искусственно. Оказалось, что оно представляет собой сложный эфир: две цепочки, состоящие из 30 атомов углерода каждая, соединенные атомом водорода. Соединение, получившее название «нематойл» (нематодное масло), отличается от других биологических восков высокой степенью ненасыщенности, то есть обилием двойных связей.

Благодаря ненасыщенности нематойл не отвердевает и не сковывает движения нематод, и в то же время надежно склеивает их друг с другом. Как отмечают авторы статьи, чтобы собираться вместе и сообща начинать «строительство», нематоды должны обладать сложной системой коммуникацией. В дальнейшем исследователи планируют заняться ее изучением.