18 января ‘20, Суббота

Астероид, убивший динозавров, отравил моря

Как установили геологи, астероид, погубивший динозавров, окислил океаны, что повлекло за собой гибель множества морских существ. Свою гипотезу ученые подкрепили экспериментом, имитирующим столкновение астероида с Землей.

Результаты исследования, проведенного японскими специалистами из Технологического института города Чиба, опубликованы в журнале Nature Geoscience.

Палеонтологам известно, что на границе мела и палеогена, 65,5 миллионов лет назад, вымерли не только сухопутные динозавры, но и некоторые группы морских существ. При этом донные организмы (например, одноклеточные фораминиферы) пострадали меньше, чем их родичи, жившие в поверхностном слое воды. Это натолкнуло ученых на мысль, что астероид, упавший в конце мела, мог каким-то образом «отравить» океан.

Чтобы проверить данную гипотезу, авторы статьи провели эксперимент с образцами ангидрита (CaSO4), собранными в предполагаемом месте падения астероида, кратере Чиксулуб на полуострове Юкатан. Исследователи предположили, что при ударе астероид испарил часть этой породы, так что в атмосферу попало значительное количество SO3. Этот газ был быстро поглощен поверхностью океана, где превратился в серную кислоту.

В ходе опыта ученые столкнули миллиметровый фрагмент ангидрита с пластинкой из тантала, на которую был направлен мощный лазер. Мощность столкновения соответствовала 10 километрам в секунду - с такой скоростью астероид врезался в Землю. Расчеты показали, что в ходе подобного события действительно мог произойти мощный выброс SO3, достаточный для понижения pH океана.

В результате повысившейся кислотности океана и кислотных дождей вымерло множество пресноводных и морских организмов с известковыми раковинами. Напомним, недавно другая группа ученых предположила, что причиной исчезновения динозавров могла стать небольшая комета, двигавшаяся с очень высокой скоростью.